Слишком долго считалось, что
новорожденный не способен чувствовать боль, видеть, различать звуки и
запоминать то, что происходило с ним во время рождения и в первые дни
жизни. Держа за ножки, новорожденного хлопали, затем взвешивали,
измеряли, прикрепляли ярлычок, заворачивали в одеяло и отсылали в
изолированную кроватку общей детской.
Последние научные исследования показали,
что новорожденный - такой же способный молодой организм, как и любой
другой в животном мире. Один из экспертов неонатологии заявил, что
новорожденные в первые дни жизни обучаются лучше, чем когда-либо. Они
могут повернуться по направлению к звуку, будучи несколько секунд от
роду, младенцы могут вращать не только глазами, но и головой в том
случае, если желают увидеть то, что слышат.
Новорожденные не только двигают головой и
глазами, но если держать их над столом, опираясь на ступни, они
начинают имитировать хождение (через несколько дней эта способность
исчезает, а затем появляется снова спустя несколько недель).
Новорожденный может достать, толкнуть или схватить какую-нибудь вещь.
Проведенные исследования также
показывают, что в возрасте меньше, чем неделя, младенцы отлично
определяют цвет и форму предметов. Они могут имитировать выражение лица
других людей. Например, если мать показывает язык, ребенок высунет свой.
Если она моргает ресницами, он моргнет в ответ. Если мать открывает и
закрывает рот, ребенок синхронно будет делать то же самое.
Новорожденный уже знает голос матери и
отца. Помещенный сразу же после рождения на живот матери, он
поворачивает голову и пытается делать плавательные движения по
направлению ее голоса. Новорожденный не только видит родителей, он
учится узнавать черты их лиц и в течение нескольких дней может просто
отворачиваться от незнакомых.
Все инстинкты в ребенке генетически
заложены с таким расчетом, что от момента зачатия до девятимесячного
возраста он будет пребывать в теснейшем контакте с матерью. Так что
укоренившаяся традиция удалять новорожденного от матери, якобы для того,
чтобы сохранить его в тепле, завертывая в одеяло, противоречит его
интересам. Кожа матери - наилучший термостат, поддерживающий нужную
температуру. Одеяло только мешает ребенку, лишает его чувства
безопасности, которое он ощущает при контакте с матерью "тело к телу".
Поверьте, в течение первых двадцати четырех часов для ребенка не может
быть ничего лучше контакта с обнаженным телом матери. Что может
соперничать в чувстве безопасности для младенца с возможностью быть
рядом с родителями, проводить с ними дневное время и прижиматься к
матери или отцу ночью.
Ашлей Монтегю подчеркнул важность
соприкосновений младенца с родителями, утверждая, что дети, которые
недополучают этого, оказываются не в состоянии преуспевать физически,
умственно и эмоционально. Джейнов также пишет: "С момента рождения, в
течение всего первого года жизни младенец должен общаться со своими
родителями как можно чаще. Чем ближе к непосредственному моменту
рождения, тем больше травма, когда этого нет. Если ребенок оставлен без
физического контакта с матерью в течение первых минут, а тем более часов
жизни, это может необратимо тяжело сказаться в течение всей его жизни,
обернуться болью и напряжением. Хочу сказать, что по моему разумению,
ребенок в первые дни жизни должен спать вместе с родителями, а не в
отдельной кроватке. Только после нескольких месяцев жизни у ребенка
начинает сохраняться чувство безопасности, когда мать, к примеру,
выходит в магазин."
Эти факторы являются настолько важными
для полноценного развития физического, умственного и эмоционального
потенциала новорожденного, что им необходимо уделять особое внимание во
время беременности и даже до нее. Необходимую информацию можно найти в
книгах: "Пренатальные влияния" и "Наследственность человека" Монтегю,
"Смысл жизни" доктора В. Кода Мартина и "Связь родителей с младенцем"
Клауса и Кеннелл. Мария Монтессори пишет о том, что способности детей
учиться и получать удовольствие от учебы развиваются в первые три года
жизни.
|