Когда малышу исполнится девять месяцев,
его уже можно (и, пожалуй, нужно) приучать к горшку. Разумеется, к этому
времени ребенок должен в совершенстве овладеть навыком сидения.
Психическое развитие девятимесячного малыша уже достаточно для того,
чтобы он понимал, чего именно и зачем от него добиваются.
Ребенок быстрее научится ходить на
горшок и быстрее сможет проситься на горшок, если сие действие будет
иметь понятное ему и доступное его произношению звуковое обозначение. В
понятном ребенке «языке» уже есть такие простые обозначения, как «ам-ам»
(кушать), «бай-бай» (спать), а теперь этот «язык» еще должен
обогатиться классическим «а-а!».
Регулярно сажая малыша на горшок, мама
должна неустанно повторять «а-а!», и малыш однажды поймет, что горшок -
это и есть то самое «а-а!», и то, что делается в горшок, тоже есть
«а-а!», он поймет затем, что, если возникает необходимость в общении с
горшком, нужно только произнести это многообъемлющее «а-а!». Мама же,
увидев, что общение ребенка с горшком оказалось успешным, должна этому
порадоваться; одобряющая реакция мамы - для ребенка немалый стимул. Так
постепенно ребенок учится ходить на горшок.
Мы должны, однако, особо отметить: маме
не следует ожидать, что ребенок ее после первого удачного опыта сходить в
горшок освоит этот навык сразу и бесповоротно. Нет. Малыш не раз еще
наделает в штанишки (и после года, и даже после двух лет - увлекшись
игрой и не обратив внимания на позывы), прежде чем «наука» закрепится у
него в сознании, и мама не однажды еще разочарованно покачает головой,
почувствовав исходящий от ползающего малыша запах известного досадного
происшествия. Понадобится некоторое время для того, чтобы обретенный
навык закрепился; мама скоро заметит, что «аварии» с ее малышом будут
происходить все реже.
Набравшись терпения, мама должна
работать над совершенствованием важного навыка ребенка. Она не должна
забывать о некоторых важных правилах.
- Ребенок не должен сидеть на горшке слишком долго: рекомендуется - не больше восьми минут.
- Если малыш просидел на горшке и семь, и восемь минут, и ни к какому
эффекту это не привело, «общение» с горшком следует закончить, но
несколько позже предложить ребенку горшок снова.
- Ребенок, которого мама посадила на горшок, должен быть сосредоточен
только на том важном деле, ради которого «общение» с горшком и затеяно:
малыш никоим образом не должен отвлекаться от важного дела. Иные мамы,
посадив ребенка на горшок, дают ребенку в руки какую-нибудь игрушку -
эти мамы поступают неправильно.
- Ребенок быстрее приучится к «хождению» на горшок, если горшок не
будет вызывать у него неприязни. Так, края горшка не должны быть мокрыми
и холодными, и горшок не должен быть источником дурного запаха. Совет
маме: всякий раз готовить горшок - ополаскивать его горячей водой, после
чего вытирать насухо. Если от горшка - даже вымытого - исходит
неприятный запах (совсем старый, видавший виды горшок), то его лучше
выбросить и купить новый.
Неправильно поступают мамы, которые,
вместо того чтобы приучать малыша мочиться в горшок, надевают на него
памперсы. Вне всякого сомнения, это вещь удобная, и годовалому ребенку
они еще довольно часто бывают необходимы. Но от них малышу уже нужно
постепенно отвыкать.
Порицания заслуживает мама, ребенку которой исполнилось три или четыре года, а он все еще никак не расстанется с памперсами.
Как же научить ребенка писать в горшок?
Это несложно. Мама может прибегнуть к
следующей методике: вне зависимости от того, хочет ребенок сходить по
малой нужде или не хочет, мама предлагает малышу посидеть на горшке, но
сидеть он должен не больше пяти минут.
Не получится «дело» в первый раз,
получится во второй или в третий. Когда получится, мама должна
порадоваться этому, похвалить малыша. Сообразив, как несложно порадовать
маму, ребенок не упустит этой возможности впредь.
Существует и другая методика: малыша
следует усаживать на горшок каждый раз перед сном и каждый раз после
сна, при этом всякий раз неустанно объяснять ему, что от него требуется.
Если очередное усаживание будет удачно и малыш помочится в горшок, то
малыша нужно очень похвалить.
Если мама проявит необходимое терпение,
ребенок достаточно быстро освоит навык. Впрочем, мама должна быть готова
к тому, что малыш ее еще не раз намочит штанишки, и огорчения ей по
этому поводу по пальцам не пересчитать. Однако с каждым месяцем ребенок
все увереннее будет пользоваться горшком и, в конце концов, откажется от
посредничества мамы.
Годовалый ребенок, как правило, хорошо
знает, для чего предназначен горшок, ходит на горшок. Уровень
психического развития малыша уже позволяет ему контролировать свои нужды
и позволяет проситься на горшок. Впрочем, бывают еще случаи, когда
ребенок, увлекшийся интересной игрой, оставляет без внимания позывы к
опорожнению мочевого пузыря или кишечника и упускает момент. Однако
такие происшествия случаются реже и реже. Если ребенок в возрасте
двенадцати месяцев не приучен проситься на горшок, то мама должна в этом
винить исключительно себя, а никак не малыша.
Приучая ребенка к горшку, воспитывая в
ребенке навык проситься на горшок, мама должна проявлять мягкую
настойчивость и терпение - с этими двумя «союзниками» она добьется
успеха непременно.
Если ребенок по забывчивости, по
увлеченности игрой, не попросился вовремя на горшок и наделал «делов»,
мама не должна ругать его, не должна на него злиться и кричать и уж
никак не должна наказывать. Прибегая к таким методам воспитания, она
только добьется обратного результата - отвратит малыша от горшка, и
жизнь его тогда станет сплошным мучением (горшка малыш будет бояться, а
сходив в штанишки, будет испытывать чувство вины).
С педагогической точки зрения правильно
поступает мама, которая неустанно объясняет малышу, чего именно хочет от
него добиться, а если малыш не понимает и допускает известные
«проколы», мягко журит его за это, мягко выговаривает ему, демонстрирует
огорчение.
Облегчить малышу постижение науки ходить
на горшок и проситься на горшок поможет строгое соблюдение распорядка
дня. Ребенок, всегда принимающий пищу в одно и то же время, всегда в
одно и то же время отправляющийся на прогулку, в одно и то же время
укладывающийся спать, должен примерно в одно и то же время ощущать
позывы к опорожнению кишечника и мочевого пузыря. Мама, которая
ухаживает за малышом день за днем, примерно знает это время, и ей не
составит никакого труда в нужный момент завести с ребенком разговор о
горшке и предложить малышу горшок. И так поступать она должна в
определенные часы каждый день.
Со временем ребенок сам будет проситься на горшок, почувствовав в определенные часы известные позывы.
|