ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ МАМА...

Гость, мы рады вас видеть. Пожалуйста зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Фотоальбомы







По вопросам размещения
рекламы звоните по телефону:
8 912 224 31 12

Пользовательское соглашение

Статистика

Прогоны сайтов по профилям

Каталог статей

Главная » Статьи » Готовимся к школе » Развитие гибкости мышления

Развитие гибкости мышления 5-6 лет

Занятие 1

Цели:

• Учить детей выделять различные признаки предметов, группировать предметы по различным признакам;

• развивать связную речь детей.

Оборудование: несколько небольших игрушек или предметов; набор картинок, от 5 до 10. Например, «яблоко», «вишня», «ромашка», «ваза», «кастрюля», «курица», «яйцо», «мальчик».

Игра «Угадай, что спрятано»

Педагог предлагает детям по словесному описанию определить, какую вещь или игрушку они будут сейчас искать. Например, педагог описывает предмет: «Узкая, длинная, с зубьями» (расческа); «Животное зеленое, небольшое, прыгающее» (лягушка); «Твердый белый предмет, оставляет след» (мелок) и т. д. При затруднениях детей можно добавлять признаки.

Игра «Поезд»

Педагог объявляет игру в поезд, где картинки, на которых изображены предметы, будут вагончиками, а для скрепления каждого вагончика со следующим необходимо использовать общий признак (смысловую связку) и объяснить его. Например, «яблоко» соединяем с «вишней», так как это фрукты. «Вишня» созревает летом, когда цветут «ромашки». «Ромашки» стоят в букете в «вазе». В «вазу» и «кастрюлю» наливают воду. В «кастрюле» варится «курица». «Курица» несет «яйцо». «Яйцо» любит кушать маленький «мальчик».

 

Занятие 2

Цели:

• Развивать умение выделять различные признаки предмета, группировать предметы по различным признакам.

Оборудование: вырезанные из бумаги круги различной величины (большой, средний, маленький), треугольник, квадрат, карточки с числовыми фигурами (1, 2, 3), 4 карточки, разделенные на 9 секторов. На каждой карточке в 8 из 9 секторов есть определенные рисунки, один сектор - пустой.

Игра «Пустая клетка»

В начале занятия педагог раскладывает на каждый стол по 4 карточки, разделенные на 9 секторов, и вырезанные из бумаги фигуры: 3 круга (большой, средний, маленький), треугольник, квадрат, карточки с числовыми фигурами (1, 2, 3). Примерная беседа педагога с детьми: «Сегодня на занятии мы будем играть в интересную игру, которая потребует от нас внимательности. Посмотрите, что лежит у вас на столах?»

Дети перечисляют объекты, отмечают их признаки. Педагог замечает беспорядок среди фигурок, так как некоторые фигурки на клеточках не дорисованы. Он предлагает детям поместить картинки в пустые клетки каждой карточки. Сначала организуется работа с первой карточкой.

Ведущий: «Что изображено на карточке? Как расположены большой, средний и маленький круги в клеточках? Какой фигуры не достает в пустой клетке? Найди карточку с этой фигуркой и положи в пустую клетку».

Примечание. Ребенку можно предложить дорисовать недостающую фигурку.

Аналогично организуется работа со второй, третьей и четвертой карточками.

 

Занятие 3

Цели:

• Формировать умение детей сравнивать предметные множества, определять их численность;

• развивать умение рассматривать объекты с различных позиций;

• развивать конструктивные умения детей.

Оборудование: наборы счетных палочек двух цветов (по 22 палочки на каждого ребенка).

Конструируем из палочек

У детей на столах счетные палочки (10 белых и 12 желтых).

- Что вы видите у себя на столах? Что вы можете сделать с помощью счетных палочек? Сегодня мы научимся составлять с помощью палочек разные фигуры и затем превращать эти фигуры в новые фигуры.

- Каких палочек у вас больше: белых или желтых? Как вы узнали?

Дети, используя метод приложения, составляют пары «белая - желтая» палочки. Они отмечают, что есть желтые палочки, которые остались без пары. Следовательно, желтых палочек больше.

- На сколько желтых палочек больше, чем белых? (На 2)

- На сколько белых палочек меньше, чем желтых? (На 2)

- Кто сможет посчитать, сколько белых палочек? А сколько желтых?

В конце занятия каждый ребенок может составить свои фигуры из имеющихся у него палочек.

 

Занятия 4-5

Цели:

• Развивать у детей умение ориентироваться на пло¬скости;

• развивать умение анализировать признаки предметов, обобщая их по различным основаниям;

• формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 4 элементов по 2 элемента.

Оборудование:

1) круги трех размеров (2 больших, 4 средних, 6 маленьких);

2) 4 больших белых квадрата и 28 темных маленьких квадратов;

3) на каждого ребен¬ка по 3 квадрата красного, желтого, синего и зеленого цвета.

Игра «Расставим стулья по кругу и в ряд»

Педагог загадывает загадку: «4 братца под одной крышей живут, одним поясом опоясаны. Что это такое?» (Стол.)

Ведущий: «Что необходимо людям, чтобы они сели за стол? Можно ли по-разному расставлять стулья за столом?»

Детям предлагается для решения задача: «За круглым столом стоят 5 стульев: 2 больших и 3 маленьких. Как можно их расставить за столом?»

У детей круги 3 размеров (2 больших, 4 средних, 6 маленьких). Используя их, они обнаруживают, что существует только 2 варианта расположения стульев.

Игра «Обивка стульев тканью»

Опираясь на практические действия с моделями, педагог организует решение детьми задачи: «Имеется 4 расцветки ткани: красная, желтая, зеленая, синяя. Сколькими способами можно обить 2 одинаковых стула так, чтобы расцветка у каждого стула была разной?».

У каждого ребенка на столе 12 одинаковых квадратов (по 3 каждого цвета: красного, желтого, синего, зеленого).

 

Занятие 6

Цель:

• Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 5 элементов по 2 элемента, а также на правило произведения на основе практи¬ческих действий с моделями предметов.

Оборудование: цветные карандаши.

Поможем выбрать рыбок

Ведущий: «Ребята, к нам за помощью обратился мальчик Слава. Он пошел в зоомагазин, чтобы купить рыбок, но не знает, какому набору рыбок отдать предпочтение. Поможем ему выбрать рыбок?»

Педагог формулирует задачу: «В магазине продавали 5 больших рыбок и 4 маленьких. Слава хочет купить для своего аквариума 2 больших рыбок и 1 маленькую. Какие наборы рыбок может сделать Слава?»

- Чем удобнее заменить рыбок, чтобы составить Славе наборы для покупки? Как показать, что рыбки разные?

У детей на партах карандаши красного, синего, зеленого, желтого и оранжевого цветов.

- Изобразите 5 больших рыбок и 4 маленьких. Дети, используя разные цвета, рисуют овалы.

Далее дети зарисовывают несколько наборов из 3 рыбок: 2 большие и 1 маленькая. Всего может быть составлено 40 разных наборов.

- Каких же рыбок мог купить Слава в магазине? Какой набор тебе больше нравится? Почему? Слава благодарит за помощь и обещает подумать, какой же из наборов самый удачный для него.

 

Занятия 7-8

Цели:

• Развивать у детей умение выделять признаки предметов и группировать предметы по различным основаниям;

• формировать умение детей решать задачи с сочетаниями на основе практических действий, преобразовывать неразрешимую задачу в разрешимую.

Оборудование: модели 4 больших и 3 маленьких рыбок, отличающихся цветом, формой хвоста и плавника.

Игра «Разделим рыбок на группы»

Ведущий: «Сегодня, ребята, мы отправимся в зоомагазин, где продаются рыбки. Они такие же, как те, что лежат у вас на столах».

- Сколько всего рыбок вы видите?

Педагог предлагает детям разделить рыбок на группы так, чтобы в одну группу попадали рыбки, чем-то похожие друг на друга. Дети выполняют задание, ориентируясь на какой-либо признак. Они могут разбить рыбок на группы:

• по цвету (светлые и темные);
• по размеру (большие и маленькие);
• по форме хвоста;
• по форме плавника.

Все варианты внимательно выслушиваются.

Игра «Сделаем наборы»

В игровой форме через выполнение детьми практических действий с рыбками педагог организует решение следующих задач.

- Сколько больших рыбок? Сколько маленьких рыбок? Сколькими способами из этих рыбок можно выбрать 3 больших и 1 маленькую? (12 способами).

- Сколько темных рыбок? Сколько светлых рыбок? Сколькими способами из этих рыбок можно выбрать 2 темных и 3 светлых? (12 способами).

Дети на столах выкладывают по 1 набору. Все различные наборы фиксируются на фланелеграфе (или вывешиваются на рисунке) и подсчитываются педагогом. При решении задачи дети замечают, что нельзя выбрать 3 рыбок из 2 с плавником. Педагог предлагает детям изменить числовые данные в условии задачи так, чтобы способов выбора рыбок по плавникам было несколько.

 

Занятие 9

Цель:

• Формировать умение детей решать комбинаторные задачи на правило суммы и задачи на правило произведения на основе практических действий с моделями предметов, не используя соответствующие формулы.

Оборудование: красный, желтый и зеленый круги, зеленый и желтый треугольники.

Игра «На какое количество дней хватит фруктов»

Детям предлагается для решения задача: «Мама купила фрукты: 3 яблока и 2 груши. Она решила давать дочке Свете в день 1 фрукт: или яблоко, или грушу. На какое количество дней хватит маме фруктов?»

У детей на столах наборы геометрических фигур: красный, желтый и зеленый круги, зеленый и желтый треугольники. Обсуждая условие задачи, дети заменяют фрукты, о которых говорится в тексте, геометрическими фигурами: яблоки - кругами, груши - треугольниками. Педагог задает вопрос: «Какой фрукт мама может дать дочке в первый (второй, третий и т. д.) день?»

Каждый ребенок отвечает на поставленные вопросы практически, выкладывая свою геометрическую фигуру.

Дети замечают, что фруктов хватит только на пять дней, на столько дней, сколько яблок и груш вместе.

Игра «Поможем Свете сделать наборы фруктов»

Для решения детям предлагается задача: «В одной вазе лежали 3 яблока (красное, желтое, зеленое), а в другой - 2 груши (зеленая и желтая). Мама разрешила Свете взять сразу 1 яблоко и 1 грушу. Сколькими способами Света могла сделать свой выбор?»

Дети, используя круги (красный, желтый, зеленый) и треугольники (зеленый и желтый) делают наборы из 1 яблока и 1 груши.

Всего дети могут составить 6 разных наборов. Эти наборы фиксируются на фланелеграфе или наборном полотне.

 

Занятие 10

Цели:

• Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с сочетаниями из 5 элементов по 3 элемента, а также задачи с перестановками из 3 элементов;

• развивать коммуникативные способности. Оборудование: по 6 кругов красного, зеленого, желтого, синего и белого цветов, рисунки 6 одинаковых домиков, цветные карандаши.

Игра «Выбираем краски»

В начале занятия педагог выясняет, кто из ребят любит рисовать, чем они больше любят рисовать, какие цвета знают, какие из них больше нравятся им.

Педагог предлагает детям подумать, сколькими способами можно выбрать 3 краски из имеющихся 5 красок.

У детей на столах круги красного, зеленого, желтого, синего, белого цветов (по 6 кругов каждого цвета).

Они выбирают 3 круга разных по цвету, составляют наборы. Порядок выбора цветов в наборе значения не имеет. Возможно, дети составят не все возможные наборы. Тогда педагог организует сравнение наборов, выставляя различные наборы на фланелеграфе. Дети дополняют свои наборы и определяют, что 3 краски из 5 можно выбрать 10 способами.

Игра «Раскрасим домики»

Педагог предлагает детям выполнить задание: «Для малышей детского сада сделали 6 одинаковых деревянных домиков. Вам нужно показать, как можно покрасить эти домики, если у вас есть 3 краски: зеленая, желтая и белая». Домики нужно покрасить по-разному, чтобы малыши по расцветке узнали свой домик.

Детям выдаются рисунки домиков, а они раскрашивают их.

Ведущий: «Малыши будут очень довольны вашей работой!»

 

Занятие 11

Цель:

• Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с перестановками и размещениями из 3 элементов.

Оборудование: у детей по 12 кругов коричневого, желтого и черного цвета.

Размещение птичек на ветках (1)

Воспитатель выясняет, что дети знают о воробье, синичке и ласточке. Затем предлагает детям помочь птичкам разместиться на ветках.

Задача 1. Сколькими способами могут сесть на ветки воробей, синичка и ласточка, так чтобы на каждой ветке сидело по одной птичке?

Задача 2. Как могут сесть на 2 ветки (верхнюю и нижнюю) ласточка, воробей и синичка, так чтобы на каждой ветке была хотя бы 1 из птичек. Сколько возможных вариантов?

При разборе задачи педагогу важно обратить внимание на то, как дети понимают слова «хотя бы 1 из птичек».

Дети выполняют предложенные задания, оперируя картинками с изображениями воробья, синички и ласточки или геометрическими фигурами, заменяющими этих птиц: коричневый круг - воробей, желтый - синичка, черный - ласточка.

Педагог обращает внимание детей на то, что посадки, например, С В и В С считаются различными.

 

Занятие 12

Цель:

• Формировать умение детей решать комбинаторные задачи с перестановками из 3 элементов на основе практических действий с моделями предметов.

Оборудование: наборы по 5 кругов коричневого, желтого и черного цвета.

Размещение птичек на ветках (2)

Педагог предлагает детям вспомнить, чем они занима¬лись на прошлом занятии, и сообщает, что к ним за помощью прилетели еще три птички с задачкой: «Сколькими способами могут сесть на три ветки (верхнюю, среднюю, нижнюю) ласточка, воробей и синичка, так чтобы на кажlой ветке было по 1 птичке?»

Дети решают эту задачу средствами граф-дерева, которое составляется в совместной деятельности с педагогом. Вместо букв на граф-дерево могут помещаться рисунки соответствующих птиц или круги разного цвета.

В начале занятия педагог выясняет, что дети знают о питании птичек в разное время года, какие трудности бывают у птичек с питанием, как им помогать, кто из ребят уже умеет подкармливать птичек, как он это делает. Затем педагог предлагает детям для решения задачу: «Ребята сделали кормушку для птиц, в которой одновременно могут поместиться для питания не больше 2 птичек. К кормушке подлетели воробей, синичка, голубь и снегирь. Сколькими различными способами эти птички могут поклевать корм в кормушке?»

Вначале педагог выясняет, как дети понимают слова «не больше 2 птичек», то есть одна или две. Для решения задачи дети используют круги разного цвета: коричневый круг - воробей, желтый круг - синичка, синий круг - голубь, красный круг - снегирь. Всего может быть предложено детьми 10 различных вариантов.

Категория: Развитие гибкости мышления | Добавил: natalka-anna (23.03.2011)
Просмотров: 1266 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Поиск

Календарь новостей


Рубрикатор

Развитие гибкости мышления [3]
Развитие математических способностей у детей 3-4 лет [36]
Ребенок-школьник [15]







Друзья сайта

  • Инфопортал Асбеста
  • ОС ОВД Асбеста
  • Новости Асбеста
  • Звери Асбеста
  • Асбест спортивный
  • Сайт п. Белокаменный
  • Сайт п. Черемша
  • Сайт п. Красноармейский
  • Сайт 101 кв. Асбеста
  • Сайт п. Папанинцев
  • Сайт г.Богдановича
  • Сайт г.Сухой Лог
  • Сайт г.Камышлов
  • Сайт п.Пышма
  • Сайт п.Белоярский
  • Сайт п.Рефтинский
  • Сайт п.Малышева
  • Сайт п.Верхнее Дуброво
  • Мамин клуб
  • Автоклуб
  • Медитативная библия
  • Литературный клуб
  • Гражданский инцидент