Первые голосовые реакции - крик и плач -
появляются у ребенка с самого рождения. Это, конечно, еще не речь, но,
издавая разнообразные звуки, малыш тренирует и развивает свои язык,
губы, голосовые связки - настанет пора заговорить (разовьется мозг,
улучшится координация), а весь речевой аппарат уже готов к работе.
Параллельно ребенок учится слушать и понимать человеческую речь. Так,
известно, что двухнедельный человечек успокаивается, услышав обращенные к
нему слова матери.
Первая ответная улыбка возникает у
ребенка в возрасте 3-5 недель: младенец смотрит в лицо того, кто
разговаривает с ним, и прислушивается к звуку его голоса.
К концу 1 месяца можно успокоить малыша
колыбельной, а вскоре маленький человек начинает реагировать на
интонации разговаривающего с ним взрослого. Если с ребенком часто
разговаривают, обращаются к нему, с разных сторон зовут по имени, то к
5-6 месяцам он поворачивается к источнику звука и быстро находит его
взглядом. Малыш узнает голоса своих родных. Когда мать или отец ласково
зовут спящего малыша, ребенок улыбается им с закрытыми глазами.
В возрасте около 2 месяцев малыш
начинает гулить, к 3-му месяцу - лепетать. Ребенок издает все больше
разнообразных звуков и с удовольствием прислушивается не только к
окружающим, но и к себе.
Заметим, что чем больше слов понимает
ребенок, чем точнее различает интонации, тем легче взрослым общаться со
своим малышом. В сущности, понимание «чужой» речи - это фундамент
развития собственной речи малыша. Прислушиваясь к беседам взрослых
людей, ребенок старается выделять отдельные слова и различать
составляющие их звуки; запоминая названия разнообразных предметов,
пытается найти, выделить эти предметы среди других.
|