Часто можно слышать от кормящей мамы: «Я
кормлю по требованию, мой малыш требует грудь каждые 3,5 часа». Или: «Я
всегда кормила по требованию. В год у нас было уже 1 кормление вечером,
и мой ребенок спокойно отказался от груди».
Прежде чем говорить о требовании ребенка
надо выяснить, что имеется в виду у современных женщин, когда они
говорят - «я кормлю грудью». Современные мамы считают прикладывание к
груди необходимым для кормления ребенка. Именно для кормления. Грудное
молоко - еда, мама поставляет ребенку питательные вещества, необходимые
для роста и развития. Когда ребенок сосет грудь, он ест. В грудное
вскармливание вкладывается смысл только как в процесс поставки белков,
жиров, углеводов витаминов и микроэлементов.
Ребенок во время сосания, с материнским
молоком получает необходимые ему питательные вещества. Это безусловная
истина. Есть еще одна безусловная истина, которой в современном обществе
не придается никакого значения, она не учитывается и не
рассматривается. Сосание для ребенка - это общение с матерью. Надо
разобраться, а как ребенок понимает кормление по требованию? Может ли он
вообще что-нибудь понимать? Есть ли для него разница, как его кормят,
по 15-20 минут через 3,5 часа или как-то по-другому?
Кормление по требованию новорожденного
ребенка означает прикладывание его к груди на каждый писк или поисковые
движения. Писк и поисковые движения у новорожденных даже уже
вторых-третьих суток жизни начинают проявляться гораздо чаще, чем через
3,5 или 2,5 часа. Потребность в прикладываниях быстро увеличивается, и к
10-12 дню жизни потребность приложиться у ребенка может возникать 15-16
и больше раз в сутки. Прикладывания различны по продолжительности.
Малыш может заснуть и спать, посасывая в течение, например, 1,5-2 часов.
Может отпустить грудь через 1-2 минуты, и тут же попросить ее снова.
Зачем же ребенку такие частые контакты с маминой грудью?
Находясь в животе у матери, в спокойной,
привычной обстановке, слушая шумы маминого организма, находясь в
теплом, тесном, замкнутом пространстве, малыш сосал кулачок, пальчики,
петли пуповины, глотал околоплодные воды. Учился сосать и глотать.
После рождения, испытывая дискомфорт по
любому, самому незначительному поводу, малыш пытается от него
избавиться. Избавиться от дискомфорта можно, попав в привычные условия
комфортного пребывания. Единственное место, где малыш после рождения
может почувствовать привычные для него ощущения, находится на руках у
матери. Единственное знакомое действие - сосание. Единственный знакомый
вкус и запах - вкус и запах молока и смазки околососкового кружка.
Молоко и смазка имеют запах и вкус, похожие на вкус и запах околоплодных
вод. Поэтому, испытывая дискомфорт, малыш пищит или начинает искать
ртом предмет для сосания. В идеальном варианте его тут же прикладывают к
груди. Малышу становится тепло, тесно, он слышит стук маминого сердца,
дыхание, бурчание в кишечнике, он сосет и ощущает знакомый вкус и запах.
Если такое действие случается постоянно, малыш обретает уверенность -
что бы ни произошло, он решит у мамы все свои проблемы. Место утешения
теперь находится под грудью, а сосать можно грудь.
Весь этот процесс оправдан с
биологической точки зрения. Новорожденный ребенок не ощущает чувство
голода, это чувство у него не сформировано. Оно начнет формироваться
примерно с двухмесячного возраста. Как же накормить существо, которое не
испытывает голода?! Как побудить его совершать какие-то действия для
получения пищи? Это можно сделать только за счет каких-то других
стимулов. Этим стимулом для новорожденного является постоянный телесный
дискомфорт, благодаря которому он все время хочет сосать! Самое
интенсивное, частое и продолжительное сосание у младенцев наблюдается в
первые два-три месяца жизни. Именно в эти первые месяцы происходит
основная прибавка в весе младенца.
Как же выглядит кормление малыша по требованию в возрасте один месяц?
Малыш засыпает с грудью во рту, какое-то
время спит, посасывая. Заснув глубоко, отпускает грудь. Проспав
некоторое время, он просыпается, и прикладывается при пробуждении. После
сна он может некоторое время бодрствовать, например, час-полтора.
Во время бодрствования он может ощутить
2-3 раза дискомфорт, например, от вполне естественного желания пописать,
и, призвав маму на помощь, приложившись на пару минут, сделает свои
делишки. Потом он захочет спать, ощутит дискомфорт и, приложившись к
груди, опять уснет посасывая.
Через какое-то время он проснется и
приложится опять, потом снова немножко «погуляет» и через какое-то время
опять уснет у груди. Дневные сны месячного ребенка, кормящегося по
требованию, различны по продолжительности и по количеству. Снов может
быть 4-6 в течение дня, и продолжаться они могут от 5-15 минут до 2-2,5,
иногда, 3 часов.
«Вокруг» каждого сна малыш
прикладывается к груди, и прикладывается между снами несколько раз. На
ночь ребенок засыпает у груди. Обычно в утренние часы начинает возиться и
прикладываться, под утро он почти никогда полностью не просыпается.
Малыш спит, время от времени посасывая мамину грудь. Просыпаясь утром,
малыш опять прикладывается к груди.
Если посчитать все случившиеся
прикладывания у малыша месячного возраста, то получается примерно 16-20
прикладываний. Так ведет себя новорожденный человеческий детеныш, если
ему дается возможность вести себя в соответствии с физиологическими и
психологическими потребностями, заложенными, кстати сказать,
генетически. Ребенок первых месяцев жизни не отделяет свою личность от
личности матери и от ее груди. Мама, ее грудь и все, что с ними связано,
являются вселенной малыша и им самим.
В большинстве случаев, современная
женщина, боясь «приучить ребенка к рукам» стремиться ограничивать его
просьбы в сосании. На помощь в этом деле ей приходят пустышка и
бутылочка с чайком или водичкой. Их тоже можно сосать - потребность в
сосании вроде бы удовлетворена. Но только не удовлетворена потребность в
общении с матерью во время сосания, разрушена своеобразная цепочка
взаимопомощи и сотрудничества между мамой и малышом, нарушается
формирование материнской привязанности и сосредоточенности.
Заметна ли для читателя разница в двух
действиях: малыш заплакал, мама взяла его, приложила к груди и начала
покачивать, или дала ему пустышку и начала покачивать коляску, пусть
даже и со словами «Ну что ты плачешь, мое солнышко?»
Современная женщина, дающая пустышку и
качающая коляску, не является плохим человеком, сознательно причиняющим
вред младенцу. Она просто находится в плену предрассудков, касающихся
отношений между матерью и малышом. Она не знает, как вести себя
правильно, не знает, что нужно делать в соответствии с природными
потребностями ребенка.
Если ей рассказать, что ребенку нужно на
самом деле, она в ужасе воскликнет: «Это что же, с рук его не
спускать?!» Действительно, ребенка первых месяцев жизни необходимо не
спускать с рук. Для женщины, не умеющей удобно носить ребенка, и не
умеющей кормить его в различных позах (сидя, лежа, стоя и даже двигаясь)
это может оказаться очень трудно. Особенно, если она не уверенна в
правильности своих действий. Действие, которое должно стать
автоматическим для мамы новорожденного: при плаче ребенка или другом
выражении беспокойства - приложить малыша к груди.
Малыш растет. У него начинает
формироваться довольно устойчивый ритм дневных снов и малыш 3-4 месяцев
ведет себя уже совсем не так, как новорожденный. Кормления по требованию
в этом возрасте выглядят примерно так:
- В три месяца у малыша 10-12 кормлений в течение дня и 2-4 ночью.
Остаются частые прикладывания на непродолжительное время, но их число
сокращается. Может появиться длительный ночной перерыв в кормлениях,
примерно 5 часов, но это бывает очень редко. Гораздо чаще ночной перерыв
составляет 2,5-3,5 часа. К этому возрасту тело младенца заметно
округляется.
- В четыре месяца малыш начинает заметно реже прикладываться к груди.
Основные кормления связаны со сном: ребенок сосет перед сном, во время
пробуждения и во время сна, как дневного, так и ночного. В связи с этим у
него появляется довольно точный режим кормлений.
- В пять месяцев у малыша бывает 8-10 дневных кормлений и 2-3 ночных,
прикладывания также как и на четвертом месяце жизни, организуются около
снов - малыш ест, укладываясь спать и во время пробуждения.
- В шесть месяцев изменяется режим кормлений. Наиболее активное
сосание смещается на последние 2-3 часа перед пробуждением после ночного
сна. Период дневного бодрствования можно условно разделить на два
периода: утренний, когда насосавшийся за ночь малыш редко прикладывается
к груди, и вечер, когда прикладывания становятся очень частыми. В общей
сложности может быть 7-10 дневных кормлений и 3-4 ночных. В этом
возрасте у малыша начинается период знакомства с новой пищей -
педагогический прикорм. Появляются прикладывания, связанные с введением
прикорма, малыш "запивает" маминым молочком пробы новой пищи. Когда
ребенку, кормящемуся по требованию, начинают вводить прикорм, никогда не
имеется в виду замещение кормлений прикормами. Это невозможно
практически, т.к. основные кормления у малыша связаны со сном, а мамины
завтраки, обеды и ужины, во время которых малыш знакомится с новой
пищей, располагаются между снами малыша, во время его бодрствования.
- В семь месяцев частота прикладываний примерно такая же.
- В восемь месяцев меняется режим кормлений. Поскольку малыш проявляет
высокую двигательную активность и очень занят освоением окружающего
пространства, в дневное время он забывает приложиться к груди. В связи с
этим число дневных кормлений может сократиться до 6-8 раз. Сокращение
дневных кормлений малыш компенсирует за счет увеличения частоты и
продолжительности ночных кормлений до 6 раз.
- В девять-десять месяцев учащаются прикладывания к груди. В дневное
время это 4-6 полноценных кормлений и примерно столько же прикладываний
по разным поводам. У малыша появляются новые поводы для прикладывания.
Если во время активных действий по освоению мира малыш набивает шишку
или пугается, он успокаивается с маминой грудью. Могут быть ситуации,
когда утешить малыша можно присев рядом с ним, и обняв. В ночное время
сохраняется 4-6 кормлений, более активно малыш начинает сосать грудь под
утро в период между 3 и 8 часами.
- В одиннадцать месяцев у малыша уже может быть 2-3 полноценных
прикорма. Приобщение к пище взрослых в сознании ребенка не связано с
грудным вскармливанием: прикладывания к материнской груди это нечто
иное, чем стремление насытиться понравившимся продуктом. Как правило,
после того, как малыш поел, он испытывает необходимость приложиться к
груди. Число дневных кормлений сохраняется у ребенка прежним, но
увеличивается число кратковременных прикладываний. Сохраняются активные
подутренние кормления между 4 и 8 часами утра.
- В десять-двенадцать месяцев малыш, если он уже ходит, иногда может
прикладываться к груди каждый раз, когда подходит к маме, т.е. примерно
каждые 15-30 минут. Сохраняются прикладывания вокруг снов и ночное
сосание. Поэтому, если мама говорит, что в год ребенок сосет один-два
раза в сутки, это значит, что кормления по требованию ребенка там нет.
Там есть введенные со стороны мамы ограничения, с которыми малыш
смирился. Он относится к сосанию груди, как к еде, для засыпания или
успокоения сосет пустышку или пальчик, или засыпает просто так, ничем не
успокаиваясь.
- В двенадцать месяцев малыш прикладывается примерно также.
- В возрасте полутора лет может оставаться уже один дневной сон,
поэтому прикладываний, связанных со сном становится меньше. Сохраняется
подутреннее сосание. Малыш очень свободно обращается с маминой грудью.
Иногда бывает, что он подходит пососать просто из удовольствия.
Например, так это делает сын моей подруги: подходит, лезет на колени,
заглядывает маме в лицо, улыбается, начинает копошиться в рубашке,
получает грудь, улыбается груди, присасывается секунд на 30 и уходит.
Что касается числа кормлений в сутки при
кормлении ребенка по требованию, то их число практически никогда не
бывает меньше 12. У новорожденного прикладываний 12 и больше, в основном
они все связаны со снами. А у ребенка, скажем 1,5-2 лет прикладываний
может быть тоже примерно 12, только со сном связано 3-4, а остальные -
кратковременные прикладывания по разным поводам.
Предлагаю всем мамам, читающим этот
текст, - не считайте прикладывания, не замечайте их длительности.
Прикладывайте ребенка, так часто, как он просит.
У мам, не представляющих грудное
вскармливания без оглядки на часы, может создаться впечатление, что при
кормлении по требованию мама ничем не может заниматься, а только кормит
ребенка. Это не так.
У мамы после рождения грудного малыша
начинается другая жизнь, она называется жизнь с грудным ребенком. Вот и
все. Ребенок находится при маме, а не мама при ребенке! Почувствуйте
разницу! Надо уметь организовать свой быт по-другому, в первые месяцы,
конечно же, очень нужна помощь близких. В традиции всех народов был
обычай первые 40 дней после родов отстранять женщину от любых работ по
дому и хозяйству, она занималась только ребенком.
У некоторых народов предметы, к которым
прикасалась мама новорожденного, считались «нечистыми», поэтому маму
предпочитали ограждать от остального хозяйства, выделяя ей отдельный
«угол» дома, где ей никто не мешал, и она никому не мешала. У славян
такой ограничительный обычай назывался шестинеделькой. К 1,5-2 месяцам
начинает формироваться ритм дневных снов, и у малыша появляется некое
подобие «режима», мама становится более свободной.
Для мамы, не представляющей кормлений
без оглядки на часы, и уверенной в том, что «правильный» ребенок, это
ребенок все время тихонько лежащий в своей кроватке, кормление по
требованию окажется сплошной нервотрепкой. Намного легче такой маме
станет, если она перестанет смотреть на часы и привяжет к себе младенца
большим платком или воспользуется лоскутным держателем. Ей станет легче в
том случае, если она перестанет бегать между детской и кухней, а
возьмет малыша с собой на кухню и будет носить его вместе с собой по
дому, занимаясь хозяйством, в коробке, люльке, специальном креслице,
если будет стараться не отложить его почаще, а взять на руки при первой
возможности, откладывая малыша только в случае крайней необходимости и
ненадолго.
Грудное вскармливание не равносильно
домашнему аресту. В условиях современного общества можно организовать
выход кормящей мамы на работу примерно с шестимесячного возраста малыша.
В случае крайней необходимости можно начать работать с
четыреххмесячного возраста, но, конечно же, не каждый день в неделю и не
полный рабочий день. Помочь маме организовать выход на работу входит в
обязанности консультанта по грудному вскармливанию.
Иногда, консультируя мам по вопросам
грудного вскармливания, я предлагаю им забыть на секундочку, что живут
они в 21 уже веке. Предлагаю вернуться, например, в пещеру и спрашиваю,
что они будут делать, если ребенок ночью проснулся, как его успокоить?
Если вы идете через лес и стараетесь не привлекать к себе внимание
хищников, как сделать, что бы малыш молчал? Если ребенок хочет пить, что
вы ему дадите?
К чему привык младенец, за тысячи лет
своего существования? К тому, что он спит на маме, пока она бредет по
лесу с палкой-копалкой в поисках корешков, и просыпается тогда, когда
мама останавливается. Раз мама остановилась, значит, есть время
проснуться и пососать. Поэтому и сейчас ребенок хорошо спит, привязанный
к маме лоскутным держателем, просыпается, когда мама, сделав несколько
дел по дому, садится в кресло, что бы заняться малышом.
Какая-нибудь мама, прочитав про пещеру,
разобидится, и скажет, что она цивилизованное существо. Но подумайте,
пожалуйста: человечка, материнскую грудь и материнское молоко создавала
эволюция в течение миллионов лет. Они созданы друг для друга. Детское
питание создал прогресс и совсем недавно. Навыки материнства и грудного
вскармливания утрачены нашим обществом тоже совсем недавно. Человек к
искусственному вскармливанию и пустышке не приспособлен физиологически.
Материнская грудь не будет образовывать достаточные количества молока
при 6-7 прикладываниях младенца в сутки. Природа не знала, создавая
человека, как млекопитающее существо, что наступит время, когда
потребность в прикладываниях к груди будет удовлетворяться за счет
каких-то пустышек и сосок.
Изменения, происходящие при формировании
личности ребенка, не имевшего полноценного контакта с матерью в
процессе длительного грудного вскармливания, отмечаются современными
исследованиями психологов и социологов. Это изменения со знаком минус.
Грудное вскармливание важно не только
для ребенка, оно важно и для матери. Во время кормления ребенка по
требованию, изменяются чувства женщины, формируется более устойчивая
привязанность к малышу, женщина становится более чуткой к нуждам малыша.
Более глубокая привязанность и понимание
сохраняются не только в младенчестве. Они сохраняются на всю жизнь. Для
наглядности, представьте, что происходит с чувствами женщины, если она
пытается «выдерживать» ребенка, терпит его плач, беспокойство. Что
становится с женщиной, если она использует рекомендацию из одной очень
популярной книжки для родителей: «Подойдите к ребенку, если он плачет
больше 15 минут»?
|