Для того чтобы помочь детям развить
музыкальные способности, не обязательно быть специалистом в этой области
или обладать абсолютным слухом. Если вы получаете удовольствие от
музыки, значит, научить малыша слушать музыку и понимать ее вам под
силу.
Ребенок реагирует на звуки еще в
материнской утробе, и не все, что он слышит, ему нравится, о чем он
«сообщает» доступными ему способами — толкается, ворочается.
Трехмесячный малыш, услышав музыку, может совершать активные движения,
например раскачиваться или переворачиваться, при этом радостно
«подпевая» на своем языке: «агу-у-у-у», «о-о-о-о-о», «и-и-и-и-и». В 5
месяцев малыш способен отличить музыкальную «мешанину» от гармоничной
музыкальной фразы. В 6 месяцев он пытается имитировать звуки, а в
возрасте около года способен узнать знакомый музыкальный ритм. В полтора
года он уже способен «напевать» любимую мелодию. Чуткие и внимательные
родители легко ее узнают, прислушавшись к лепету ребенка.
До достижения года самый простой и
доступный способ познакомить малыша с музыкой — негромко включить
кассету с выбранной вами записью (желательно классической) и заниматься
всеми необходимыми делами — играть, кормить, делать малышу массаж,
одевать, купать и т.д. Для подготовки ко сну и для периода бодрствования
подбирайте соответствующие произведения.
Время от времени привлекайте внимание
малыша: «Слышишь, какая музыка звучит? Это композитор Моцарт написал»
или «Какой марш веселый, давай под эту музыку прыгать (переворачиваться,
ходить, хлопать ручками...)!»
Называйте композиторов, танцуйте,
хлопайте в ладоши. Обязательно говорите, какая музыка звучит (медленная,
быстрая, громкая, тихая, веселая или грустная). Подбирайте как можно
больше слов для характеристики той или иной мелодии — тогда речь ребенка
будет развиваться быстрее.
Такие «уроки» прекрасно развивают слух, приучают детей к постоянному присутствию музыки в их жизни.
Детский репертуар
Какую музыку должен слышать малыш? Разную.
Многие считают, что проще всего купить
новорожденному аудиокассету с песенками, которые всем знакомы с детства,
— и пусть наслаждается! Однако родители очень скоро понимают, что
классические произведения для детей должны быть светлыми, простыми,
приятными на слух, не вызывающими отрицательных эмоций.
Изучением влияния классической музыки на
младенцев в основном занимались немецкие ученые. Возможно, поэтому
специалисты, как правило, рекомендуют слушать Моцарта, Шуберта, Гайдна,
Баха. Впрочем, мелодии этих композиторов действительно нравятся
маленьким слушателям. А композиции таких композиторов, как Шенберг,
Шнитке или Губайдуллина, детишкам пока что противопоказаны, потому что
музыка для младенца должна быть ясной и мелодичном, ведь они со временем
попытаются ее напеть.
Произведения Моцарта идеально
соответствуют всем требованиям: простые, гармоничные и оптимистичные, и
даже печаль у этого великого композитора светлая. Из произведений
Моцарта ребенок может слушать практически все, кроме «Реквиема».
И не забудьте о музыке Чайковского: она
доставит настоящее удовольствие не только детям, но и тем родителям, кто
привык к современным ритмам.
ВНИМАНИЕ! Ни в коем
случае нельзя давать маленьким детям слушать музыку через наушники.
Направленный звук может нанести незрелому мозгу акустическую травму.
Музыкотерапия противопоказана младенцам,
предрасположенным к судорогам, детям в тяжелом состоянии, которое
сопровождается интоксикацией организма, больным отитом, а также детям, у
которых резко поднимается внутричерепное давление.
Примерный список музыкальных произведений:
- Произведения Баха (кроме органных), Моцарта, Вивальди
- П.И. Чайковский - «Времена года»
- П.И. Чайковский - Музыка из балетов «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Лебединое озеро»
- П.И. Чайковский - Пьесы из «Детского альбома»
- Шопен - Мазурки, вальсы, ноктюрны.
- Шуберт - «Вечерняя серенада», вальсы.
- И. Брамс - «Венгерский танец N 5»
- М.И. Глинка - Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила»
- Л. Бетховен - «К Элизе»
- Л. Боккерини - «Менуэт»
- А. Лядов - «Музыкальная табакерка»
- С. Рахманинов - «Полька»
- Дж. Верди - Марш из оперы «Аида», песенка герцога из оперы «Риголетто»
- Дж. Гершвин - Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс»
- И. Штраус - Музыка из оперетты «Летучая мышь», вальсы
- И. Кальман- Музыка из оперетты «Сильва»
Колыбельные
Самый первый и самый совершенный
музыкальный инструмент, с которым знакомятся дети, — это мамин голос,
нежно напевающий колыбельную. Колыбельные лучше петь «вживую», а не
заменять их аудиозаписями. Пусть вас не смущает отсутствие голоса или
слуха. Какой бы хорошей ни была аудиозапись, она никогда не заменит
общения с мамой, которая прижимает к груди своего малыша, тихо напевая
«баю-баюшки-баю». Младенцы очень любят, когда им поет мама.
Однако диск с колыбельными приобрести
все-таки стоит. Рано или поздно вам захочется сменить репертуар, а
запись послужит хорошим обучающим материалом. Кроме того, «готовые»
колыбельные можно включать малышу перед сном, создавая определенный
настрой на ночь, а уже потом петь их самим.
Прежде чем купить кассету, ее нужно
обязательно прослушать. Важно, чтобы на диске были знакомые вам мелодии.
Это могут быть и колыбельные известных композиторов, и русские народные
песни. У последних, как правило, текст и мелодия несложные, и выучить
их может человек с любым уровнем музыкальных способностей.
И если под колыбельные ребенку нравится
засыпать, то под веселые, ритмичные детские мелодии приятно купаться,
ползать, раскидывать игрушки и заниматься другими важными делами. В этом
случае незаменимы будут кассеты или диски с детскими песенками из
мультфильмов. Покупая аудиозапись, обратите внимание, чтобы песни были
без аранжировки и звучали так же, как в мультфильмах.
Сложнее обстоит дело с классическим
репертуаром. Сегодня можно купить записи самых популярных произведений в
специальной «детской» аранжировке. Конечно, соблазн таким образом
подобрать фонотеку для малыша (особенно в возрасте до года) велик.
Однако многие специалисты утверждают, что записи для самых маленьких не
должны быть проще, а должны быть лучшего качества. А что может быть
лучше неадаптированной музыки?
Знакомить ребенка с классикой по
«детским» кассетам — это все равно что пытаться поразить воображение
зрителя творениями импрессионистов, набросав их картины фломастером.
Таким образом можно только составить представление о сюжете, а это
далеко не главное в произведениях искусства. Чтобы встреча с Прекрасным
состоялась, приобретайте для ребенка только «взрослые» аудиозаписи.
|