И вот малышу исполнился год, и можно праздновать первый день рождения. Мама и папа оглянуться не успели, а ребенок их так вырос!
Кажется, еще только вчера малыш родился и
был таким крохотным, что мог затеряться среди пеленок и подгузников. Но
он быстро изменился - вырос и похорошел; к тому же, он освоил за год
немало навыков.
Какими же навыками владеет здоровый, нормально развивающийся малыш к году жизни?
• Легко и уверенно ползает, довольно быстро ходит на четвереньках (иной раз за ним не угнаться).
• Довольно легко встает на ноги, причем
без посторонней помощи; может становиться на ножки, как придерживаясь
рукой за бортик детской кроватки, так и не придерживаясь.
• Достаточно долго стоит, не придерживаясь за стенку кроватки или за сетку манежика.
• Ходит (надо сказать, что многие
годовалые дети довольно уверенно владеют навыком ходьбы); на прогулке
ребенок ходит без поддержки или держась за руку мамы, или толкая перед
собой прогулочную коляску.
• Держась за руку мамы, иной годовалый ребенок может пробежать несколько шагов (без поддержки бегать еще не может).
• Достаточно уверенно и крепко держит
чашку, пьет из чашки без помощи мамы и папы; однако, большей
аккуратностью ребенок этого возраста еще не отличается, и координация
движений его оставляет желать лучшего; самостоятельно пользуясь чашкой,
малыш может пролить значительную часть содержимого чашки.
• Активно подражает действиям взрослых
людей; некоторые простые действия взрослых ребенок довольно точно
повторяет; используя это его тремление к подражанию, малыша можно
вовлечь в очень занимательную и полезную для него игру.
• В общих чертах понимает, что говорят
ему родители, чего они от него хотят; это понимание очень помогает в
обретении новых навыков.
• Довольно плотно «общается» с
горшком, справляет в горшок и большую, и малую нужду; кроме того, он уже
просится на горшок, когда чувствует позывы на опорожнение кишечника или
мочевого пузыря; хотя иногда, увлекшись игрой, ребенок забывает
попроситься (с течением времени такие случаи бывают все реже).
• Произносит много слогов и некоторые слова - из самых простых (вроде «мама», «папа», «баба» и др.).
• С интересом прислушивается к
разговорам мамы и папы; запоминает новые слова, вникает в смысл слов;
если речь заходит о ком-то (называют по имени), малыш хорошо понимает, о
ком заходит речь; если человек, о котором говорят, ему нравится, то
ребенок явно оживляется, когда называют его имя этого человека.
• Некоторые дети могут называть по имени
маму и папу, а также других членов семьи; имена в произношении ребенка
могут быть сильно изменены, но, общаясь с малышом изо дня в день, все
члены семьи знают, чьи имена он произносит.
|