Десятимесячный ребенок обычно
дружелюбен и общителен. Он использует свой малопонятный лепет, чтобы
поговорить с новым человеком, и ему нравятся эксперименты со
всевозможными звуковыми эффектами. В этом возрасте у малыша проявляется
способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова,
которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова он уже понимает и
с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.
Эти новые шаблоны, усвоенные ребенком, могут проявляться в
играх "слово-действие", таких, как: "Где у нас глазки", "Как ты
любишь папу", "Ладушки-ладушки".
В возрасте шести-девяти месяцев дети
привязаны к родителям почти в прямом смысле, то есть с трудом
переносят любую разлуку. В десять месяцев могут появиться некоторые
перемены в проявлении этой привязанности. По мере того, как ползанье
становится для ребенка легким и автоматическим делом и он начинает
осознавать, что вполне сможет сам вернуться на прежнее место, малыш уже
смелее покидает маму и осмеливается уползти туда, где ее не видно.
Теперь он ощущает себя самостоятельным
человечком, который готов отправиться в поход на другой конец комнаты
или даже за ее пределы и исследовать новые территории. Собираясь в
"далекую экспедицию", ребенок может захватить с собой любимое
одеяльце или игрушку. Эта игрушка или одеяльце являются для него неким
гарантом безопасности, помогают разорвать старые связи и обрести
независимость.
Оказавшись с кем-то из родителей в
незнакомом доме, ребенок не может быть достаточно спокоен, и в
проявлении его любознательности происходят определенные перемены.
Поначалу он будет стараться ограничить территорию своих игр пределами
расстояния, где можно дотянуться до мамы или папы. Даже решившись
отправиться в другой конец комнаты, малыш будет следить глазами за
мамой и время от времени "звать" ее, чтобы мама подала голос.
Присутствие мамы или папы дает ребенку ощущение безопасности, и это
помогает ему понемногу удовлетворять свою любознательность.
Некоторые дети вне своего дома не
осмеливаются заняться исследованиями, даже если кто-то из родителей
рядом. Если в комнату войдет незнакомый человек, такой малыш
прижмется к родительской ноге и будет держаться за нее, пока "чужой" не
уйдет. Если мама или папа ненадолго выйдут, оставив ребенка, он будет
бурно реагировать на возвращение родителя, одновременно обнимая его и
выражая свое возмущение его отсутствием.
Для детей, которые очень боятся ухода
родителей, посоветуем постепенно приучать их к временному исчезновению
мамы или папы. Можете начать с игры в "прятки" - спрячьте голову под
одеяло. Когда ребенок изучил правила этой игры, в качестве следующего
шага спрячьтесь в комнате, а через момент появитесь с радостным
приветствием: "Привет, малыш!" Снова спрячьтесь и снова появитесь.
Когда ребенок привыкнет к вашим исчезновениям и появлениям в пределах
комнаты, попытайтесь распространить эту игру за пределы этой
комнаты. Родственники, брат или сестра, или близкие друзья также
могут помочь ребенку, если малыш остается дома с кем-нибудь
знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями. Если родители
вынуждены оставлять своего малыша на длительное время, очень важно
иметь няню, которую ребенок любит и которой доверяет. То же самое
касается яслей. Многочисленные исследования на примере ясельных детей
показывают, что, если там, у ребенка постоянная и заботливая няня, а
дома он любим и счастлив, малыш хорошо адаптируется к ясельному режиму.
Альтернативой яслям может быть
"домашняя" няня. Конечно, как правило, родители предпочитают, чтобы
няня приходила к ним в дом. Желательно, чтобы предполагаемая няня
могла один-два раза зайти к вам и познакомиться с ребенком до того,
как ей придется оставаться с ним.
Если в ваших обстоятельствах приходится
оставлять ребенка в доме няни, важно облегчить ему ситуацию. Тут
может помочь любимая игрушка, которую малыш возьмет с собой, или
одеяльце. Хорошо, если вы сами проведете какое-то время у этой няни
вместе с ребенком. Ему будет не так страшно, если он увидит, что
мама и няня хорошо и весело общаются.
Десятимесячный ребенок, находящийся
дома, уже вполне представляет себе, что ему предстоит в течение дня. В
новой обстановке он не может предугадать события и чувствует себя не
так уверенно. Если вам раньше не приходилось часто оставлять ребенка,
скорее всего он испугается яслей или няню. Будучи уверенными в том,
что оставляете малыша с опытной няней, которая будет хорошо
обращаться и играть с ним, попрощайтесь с ребенком бодро и
решительно, чтобы он не успел разжалобить вас.
Даже если ребенок в течение дня ведет
себя вполне независимо, ночью ему необходимо, чтобы родители были
рядом. Обнаружив, что родителей нет, малыш будет торчком стоять в
кроватке и ни за что не ляжет, пока они не найдутся. Проблему, как
подготовить ребенка ко сну, разные родители решают в зависимости
от своих понятий и возможностей. Некоторые держат ребенка на руках,
пока он не уснет, а потом кладут его в кроватку. Другие предпочитают
полагаться на привычный ритуал: дают малышу любимую мягкую игрушку.
Иногда мама поет колыбельную песенку, или ребенка ласкают, целуют,
пока он не начинает засыпать, и только тогда родители покидают
малыша. И все же некоторые родители не хотят приучать малыша к тому,
от чего потом его будет трудно отучить. Они весело, но твердо кладут
малыша в кровать и прощаются, не обращая внимания на его плач. Для
решения этой постоянно возникающей проблемы единого правильного
решения нет. Каждая семья должна искать вариант, который лучше
всего подходит их ребенку.
|