К этому времени ребенок освоил
многие согласные звуки н может произнести: "Ма-Ма", "Па-Па",
"На-На". Интересно, что он почти никогда не произносит слоги
по-одному, например "Ма", а только "Ма-Ма" или "Ма-Ма-Ма-Ма".
Когда малыш произносит осмысленные звуки, такие как "Ма-Ма" или
"Па-Па", его родители, братья и сестры обычно подхватывают и повторяют
их, явно получая от этого наслаждение. Ребенок, отвечая на их
восторги, произносит эти слова снова и снова. Вот так, получая
поддержку, он постепенно переходит от бессвязного лепета к осознанной
речи.
Хотя пятимесячный ребенок не вкладывает
смысла в то, что произносит, тем не менее его речевые упражнения
являются необходимым условием для овладения речью. Он находит способы
позвать в комнату маму или заставить ее обратить на себя внимание,
если она отвернулась. Отвечая на зов малыша, мать тем самым дает ему
представление о том, какой силой обладает человеческая речь.
Когда мама и папа, ненадолго
расставшись с малышом, возвращаются обратно, он восторженно
приветствует их, изо всех сил размахивая руками, возбужденно
подпрыгивая и издавая громкие звуки. Он также радуется появлению
братьев, сестер и других членов семьи, однако при этом проявляет
свои чувства более сдержанно.
Пятимесячный ребенок способен
выражать недовольство столь же непосредственно, как и восторг. В
более раннем возрасте, как мы уже наблюдали, эта реакция обычно
возникала в результате каких-либо внутренних или внешних физических
воздействий. Теперь, повзрослев, ребенок раздражается, когда
не может получить того, чего хочет. Если вы отнимете у него игрушку
или положите его в кроватку, пока он еще не уснул, или будете слишком
долго переодевать его, то рискуете вызвать у малыша гнев.
|