Итак, 12-й месяц жизни. Первое, о чем
хотелось бы сказать - интеллект малыша. Сейчас это уже довольно мощный
инструмент, прекрасно справляющийся с задачей познания мира.
В "базе данных" долговременной памяти
накоплено немало информации, и она активно используется для решения
самых разнообразных задач - причем, довольно непростых. В этом возрасте
малыши уже умеют различать предметы по такому, казалось бы,
неинформативному признаку, как геометрическая форма - например, среди
кубиков и кирпичиков, имеющих совершенно одинаковую окраску, годовалый
ребенок по просьбе взрослого безошибочно выбирает либо кубик, либо
кирпичик. Это ли не чудо - особенно, если учесть, что 350 дней тому
назад основная нервная деятельность малыша почти исключительно
сводилась, лишь к реализации жизненно важных рефлексов?
Попробуйте показать малышу фотографии,
на которых изображены хорошо знакомые ему люди - и Вы увидите, что он их
узнает! Причем, некоторых малышей не "обманешь" отличающейся от
привычной ему маминой или бабушкиной стрижки, папиными усами или бородой
- знакомое лицо будет безошибочно распознано, невзирая на весь этот
"маскарад".
Ранее освоенные малышом типовые действия
с конкретными игрушками приобретают абстрактный характер - некогда
научившись "кормить" куклу с ложечки, он теперь на свое усмотрение может
"покормить" и плюшевого медведя и вполне живую кошку. Но вряд ли он
станет кормить с ложечки телевизор - потому что прекрасно знает:
телевизоры с ложечки не едят.
А сенсорная речь? Годовалый малыш
понимает и выполняет огромное количество инструкций: по Вашей просьбе он
найдет, принесет и отдаст в руки заданной персоне если не все, что
угодно, то многое. Не говоря уже о том, что ребенок отлично понимает
приглашения принять участие в множестве любимых им мероприятий - начиная
от приглашения погулять в парке и заканчивая предложением
самостоятельно выбрать платье или головной убор для такой прогулки:)
Понимает ребенок и неприятные инструкции: в этом возрасте убедительно
произнесенное родительское "нельзя" уже имеет достаточную эффективность.
Не менее восторженно можно отозваться и
об активной, то бишь, разговорной речи годовалого ребенка - обычно в
этом возрасте он уже имеет собственный словарный запас, в котором
присутствует целых десять, а то и двенадцать слов! И пусть эти слова,
по большей части, незамысловаты, разве это недостойно нашего восхищения?
Среди практически обязательных "мамы", "папы", "бабы", "ав-ав" в
лексиконе маленького человека могут встречаться и "жемчужины" вроде
"тика-тика" или "моля" - что поделать, если малыша впечатлили
замечательные ходики, доставшиеся в наследство от прабабушки или
легендарное море, о поездке на которое постоянно твердит мечтающий об
отпуске папа? А свойственное годовалому ребенку умение прекрасно
подражать произносимым взрослыми звукосочетаниям является гарантом того,
что имеющийся словарный запас будет стремительно пополняться новыми и
новыми словами.
И, наконец, моторика. Ее прогресс в ходе
прошедших с момента рождения месяцев наиболее очевиден - из полностью
лишенного способности передвигаться существа, ребенок превратился в
активного, подвижного и ловкого маленького человека, умеющего
осуществлять довольно сложные моторные акты. Подавляющее большинство
детей к концу двенадцатого месяца жизни умеет более или менее уверенно
ходить без поддержки, не говоря уже об огромном количестве манипуляций с
самыми разными предметами - подсчитать число этих умений попросту
невозможно.
Конечно, описать нервно-психическое
развитие годовалого ребенка можно было и поподробнее, но так ли это
нужно? Думается, того, что перечислено выше вполне достаточно для того,
чтобы понять: время прошло недаром, и малыш трудился над становлением
себя в качестве Человека Разумного, не покладая рук. И так же трудились
Вы - его родители.
А потому давайте опустим сухие
технические детали оценки нервно-психического развития ребенка,
достигшего двенадцатимесячного возраста - лучше подумайте, как Вы
собираетесь отпраздновать первую годовщину его жизни. Это должен быть
настоящий Праздник для малыша - он его действительно заслужил. А о
нервно-психическом развитии мы поговорим еще не раз и не два - времени и
возможностей для этого, как мы надеемся, будет предостаточно.
Примите наши искренние поздравления! И передайте их своему замечательному малышу.
|