К 5 месяцам большинство детей уже умеет
выделять из своего окружения не только мать, но и просто знакомых людей.
Если к сидящему на руках или лежащему в кроватке малышу подойдет хорошо
знакомый ему взрослый, ребенок отреагирует комплексом оживления. Если
же подошедшего человека он видит впервые, то реакция может быть
совершенно другой - хмурое разглядывание, а то и вовсе плач. То же можно
сказать и про звуки знакомых или незнакомых голосов: малыш прекрасно
распознает голос матери, всячески его, приветствуя, и реагирует
настороженностью (или безразличием) на звуки речи малознакомого
человека.
Неплохо ориентируются пятимесячные дети и
в эмоциональной окраске речи взрослого человека: улыбаясь в ответ на
ласковое словесное обращение, малыши тут же начинают хмуро
сосредотачиваться, если кто-то заговорил с ними строго. В конечном итоге
маленький человек может обидеться и заплакать, поэтому проверка этого
умения никому радости не доставляет.
Гораздо продуктивнее, чем раньше,
ребенок пяти месяцев общается и с другими детьми - обнаружив их
присутствие поблизости от себя, малыш старается "заговорить" с ними,
дотянуться до "коллег", потрогать их руками, взять из рук другого
ребенка игрушку. Просто поразительно, каким образом маленький человек
предугадывает безопасность контакта именно с детьми - ведь по сути дела
сколько-нибудь значимых (в нашем понимании) представлений о разнице
между детьми и взрослыми у него еще нет.
Руки малыша стали еще более
координированными - к концу пятого месяца жизни большинство детей уже
способно взять из рук взрослого предложенную игрушку. Если эта игрушка
удобна для взятия, разумеется. И достойна внимания маленького человека.
Мало того, малыш может еще и довольно долгое время удерживать эту
игрушку в своей руке, подносить ее к лицу, рассматривать и тянуть в рот -
естествоиспытатель от природы, что тут еще скажешь.
Обычно в этом возрасте дети умеют и
любят подолгу лежать на животе, высоко подняв корпус и опираясь
практически полностью выпрямленными руками. При этом они внимательно
разглядывают окружающий мир, время от времени оглашая его любопытными
певучими звуками - по прежнему преимущественно гласными. Гуление-свирель
малыша становится все более интересной - запишите ее на пленку или
какой другой носитель, и Вы не пожалеете впоследствии: разве не забавно
было бы прослушать эту замечательную речь на грядущей свадьбе своего
ненаглядного отпрыска?
Совершенствуются и так называемые
"бытовые" навыки - значительная часть пятимесячных малышей уже умеет
"правильно" есть с ложки. Во время проведения обучающего прикорма,
многие дети способны снимать пищу с ложки губами и не выталкивать
полугустую массу изо рта языком, как это делалось раньше, а медленно и с
чувством ее жевать. Впрочем, это умение вовсе не обязательно должно
быть востребовано - если малышу по-прежнему хватает материнского молока,
то введение прикормов может подождать.
|