Маленький человек продолжает усердно
развивать свою моторику и коммуникативную сферу - к концу 3-го месяца
жизни достигнутый прогресс обычно оставляет довольно яркое впечатление у
тех взрослых, что видят малыша не постоянно, а лишь время от времени. И
пораженных взрослых можно легко понять: три месяца действительно
являются слишком уж незначительным сроком для столь ощутимого прогресса в
развитии.
Во-первых, трехмесячный малыш уже умеет
быть "собеседником" - пусть пока и не особенно разговорчивым. Будучи в
вертикальном положении на руках у взрослого, он не только способен
удерживать голову, но и может при этом фиксировать взглядом лицо другого
человека, обратившегося к его драгоценнейшей персоне с приветливой
речью. Иногда такое сосредоточение на лице собеседника длится больше
минуты - это ли не самый, что ни есть, настоящий "разговор по душам"?
Возможно, кому-то это достижение
покажется не особенно значимым - ведь фиксировать лицо говорящего
взрослого умеют и двухмесячные дети. Да, умеют - но только в положении
лежа. Освоение же визуального сосредоточения в положении "сидя" требует
от нервной системы малыша немалого труда - так что на самом деле это
новое зрительное умение ребенка действительно достойно уважения.
Во-вторых, трехмесячный
ребенок прекрасно умеет лежать на животе, опираясь на предплечья и
довольно длительно удерживая голову в вертикальном положении. А это
всегда производит впечатление на взрослых, запомнивших малыша крохотным и
совершенно беспомощным существом - каким он, собственно, и был на
момент выписки из родильного дома. Если же лежащий на животе малыш еще и
"поймает" лицо визитера взглядом или произнесет пару звуков, то
произведенное впечатление будет просто сногсшибательным.
Кстати, о звуках. На третьем месяце
жизни интенсивно продолжается (впрочем, у многих малышей только
начинается) подготовительный этап развития речи - гуление. С каждой
прожитой неделей вокальная продукция ребенка становится все
разнообразнее - произносимые (как гласные, так и согласные) звуки
нередко сливаются друг с другом, образуя простейшие комбинации типа
"а-а-а-ы-ы" или "г-у-у".
Эти незамысловатые спичи являются
свидетельством существенного прогресса в развитии эмоциональной сферы
ребенка - потому что малыши такого возраста гулят лишь будучи в
прекрасном настроении. А ведь всего лишь три месяца тому назад маленький
человек еще не умел демонстрировать родителям свою удовлетворенность
жизнью, скупо и абсолютно рационально сигнализируя плачем лишь в тех
случаях, когда ему досаждал тот или иной дискомфорт.
Некоторые малыши уже к концу третьего
месяца жизни способны демонстрировать так называемый "комплекс
оживления" - позитивную эмоциональную реакцию в ответ на ласковое
обращение к нему взрослого. Попробуйте наклониться над лежащим на спине
бодрствующим ребенком так, чтобы расстояние между Вашим и его лицом
составляло 30-40 см, и минуту-другую посвятить нахваливанию малыша, не
забывая при этом приветливо улыбаться.
Вначале ребенок будет присматриваться и
прислушиваться, а затем (если Вам повезет), он широко улыбнется,
задвигает ручками и ножками, и даже, возможно, произнесет несколько
коротких звуков. Впрочем, если всего этого и не последует, огорчаться не
следует - большинство детей умеет так "комплексно оживляться" не на
третьем, а на четвертом, и даже пятом месяце жизни. Так что все еще
впереди.
А еще дети трех месяцев жизни нередко
умеют опираться на ножки - если их поддерживать под мышки, разумеется.
Для проверки этого умения нужно повернуть малыша лицом к себе и,
фиксируя обеими руками его туловище, предоставить возможность стопам
ребенка соприкоснуться с твердой и плоской поверхностью. Обычно при этом
малыш выпрямляет ноги в коленях и "стоит", опираясь на всю ступню.
Использовать это моторное "умение"
ребенка в качестве физического упражнения не следует - потому что
опорно-двигательный аппарат трехмесячного малыша еще не совсем готов к
нагрузкам, возникающим в результате придания телу вертикального
положения. Тем более, что существует множество других гимнастических
упражнений, позволяющих развивать мускулатуру и нервную систему детей
этого возраста.
Кроме того, в течение третьего месяца
своего внеутробного существования маленькие люди нередко демонстрируют
восхищенным родителям и гостям массу других навыков и умений - смех и
восторженный визг, например. Многие дети могут переворачиваться на один
бок, а то и вообще со спины на живот; некоторые умудряются непостижимым
образом развернуться в кроватке на 90, или больше градусов.
Практически все малыши этого возраста
могут дотягиваться ручками до подвешенных над кроваткой погремушек,
радуя производимым грохотом и без того счастливых мам и пап. А кое-кто
из трехмесячных вундеркиндов умеет даже деликатно удерживать маленькую
погремушку, вложенную ему в руку.
А кое-кто умеет и того больше - уже к
этому возрасту индивидуальность темпов нервно-психического развития
детей становится совершенно очевидной. Чем старше возраст, тем
значительнее разброс освоенных малышами навыков и умений - так что не
стоит сгоряча делать серьезных негативных выводов, заметив умеренное
отставание в развитии той или иной сферы малыша: вначале следует
проконсультироваться с компетентным специалистом. Это позволит избежать
лишних переживаний и вовремя заметить моменты, действительно требующие коррекции.
|