В период с трех до шести месяцев родители должны помочь ребенку в развитии зрительно-двигательной координации.
Главными задачами при этом являются:
а) научить ребенка согласовывать движения глаз и рук;
б) обучить умению схватывать предметы разной величины.
При успешном овладении ребенком этими
навыками малыш будет легко осваивать любые практические действия. Именно
в первые 6 месяцев жизни в ребенке закладывается «умелость рук».
Игрушки должны быть удобными для
захватывания. Лучше использовать кольца, погремушки с ручкой. Ребенок
сам должен протягивать ручки и брать игрушку. Не спешите давать ее —
важна активность самого малыша.
Очень важно, чтобы в первые месяцы папа
принимал самое активное участие в общении с малышом. Активные
двигательные игры помогут отцу и ребенку в установлении эмоционального
контакта. Это важно не только для ребенка, но и для отца, т.к. у него
формируется чувство ответственности за воспитание малыша, осознание
своего значения в его развитии.
Часто папы не знают, что делать и во что
играть с малышами. Ниже приводятся игры с ребенком для пап, а мамы в
это время могут отдохнуть и набраться сил.
Веселый зонтик
Цель игры: развитие двигательных навыков, координации движений, согласованности движений глаз и рук; освоение глубины пространства.
Необходимый материал: зонтик, резиновые тесемочки, мягкие игрушки, колокольчики.
Ход игры:
Над кроваткой ребенка прикрепите перевернутый зонтик так, чтобы малыш
мог до него дотянуться. К спицам зонтика прикрепите яркие шарики,
маленькие игрушки, колокольчики на резиновых тесемочках. На зонтик можно
нашить веселые мордашки из ткани, прицепить к нему яркие значки.
Предметы на тесемочках должны быть игрушечными, легкими и мягкими, чтобы
они не поранили малыша, если он их оторвет.
Положите ребенка так, чтобы зонтик
находился над ним, и «заставьте» игрушки прыгать вверх-вниз. По мере
взросления малыш сможет дотянуться до них руками и схватить игрушку.
Можно взять малыша на руки и его ручкой задеть игрушки, чтобы они
закачались, а колокольчики зазвенели.
Важно, чтобы зонтик легко снимался,
чтобы перед сном ни звон колокольчиков, ни прыгающие игрушки не
отвлекали и не возбуждали малыша.
Папины качели
Цель игры: развитие вестибулярного аппарата, тактильной чувствительности; установление эмоционального контакта.
Ход игры: Пусть папа положит малыша на колени, поддерживая его спинку и головку, медленно покачает малыша назад-вперед, напевая:
Ой, качи, качи, качи,
Прилетали грачи,
Продавали калачи.
Прибежал малышка,
Схватил калачишко:
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын.
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек.
Ножками топ-топ...
Цель игры: укрепление мышц ног и рук; установление эмоционального контакта.
Ход игры: Положите малыша на ровную мягкую поверхность, поднимите его ножки вверх, а затем опускайте ножки по очереди, приговаривая:
Шел ... (имя малыша) великан,
Ножками топ-топ,
Ладошками хлоп-хлоп.
Берете ручки малыша и хлопаете его ладошкой об ладошку.
Для девочек:
Шла ... (имя девочки) — красавица.
Ножками топ-топ,
Ладошками хлоп-хлоп.
Лебедь плывет
Цель игры: развить мышцы верхних конечностей и плечевого пояса, обучить ребенка определенным движением рук.
Ход игры: Папа плавно разводит ручки малыша в стороны и медленно, певуче приговаривает:
Лебедь плывет,
Лебедь плывет...
После этого берет ребенка за запястья
покачивает кистями рук, подражая движению крыльев птиц, сопровождая эти
движения скороговоркой:
Воробьи летят,
Воробьи летят!
Чик-чирик — летят,
Чик-чирик — летят!
Затем игра повторяется.
Ладушки-оладушки
Цель игры: массаж ладошек, развитие мышц рук и плечевого пояса, координации движений под определенный ритм.
Ход игры: Берете ручки малыша и двигаете их к себе и от себя, приговаривая:
Ай, тата-тата-тата,
Пожалуйте, решета —
Мучки посеять,
Пирожки затеять.
А для нашей лапушки...
(Одновременно берете ладошки ребенка в свои руки и большими пальцами рук поглаживаете ладошки круговыми движениями.)
Затеем оладушки.
Испечем блинка —
Покормить сынка.
Для девочек:
Испечем блиночка —
Попотчевать дочку.
Хлоп-хлоп —
Хлопаете ладошкой об ладошку:
Съем блинок!
Хлопаете ладошками малыша по животику.
Ой, качи-качи-качи...
Цель игры: осваивание навыка перекатывания (переворота) своего тела.
Ход игры: Положите малыша на спину, подложите свою руку под его плечи и в ритм песенки покачивайте его из стороны в сторону:
Ой, качи-качи-качи,
Приезжали торгачи,
Продавали калачи.
Прибежал малышка,
Схватил калачишко:
Я не тятькин сын,
Я не мамкин сын.
Я на елке рос,
Меня ветер снес.
Я упал на пенек,
Стал кудрявый паренек! —
с этими словами легонько переверните малыша.
Если со временем игра малышу понравится, он сам будет переворачиваться в ритме ваших движений.
Возьми погремушку
Цель игры: развитие навыка ползания; освоение глубины пространства, координации рук и глаз.
Материал: яркая погремушка.
Ход игры:
Положите малыша на животик на твердую поверхность. Встаньте сзади и
приложите свои ладони к ступням малыша. Ему будет удобно ползти вперед,
отталкиваясь от ваших рук.
Затем возьмите погремушку и привлеките к
ней внимание ребенка. После того, как ребенок увидит игрушку, положите
ее на расстоянии 50-70 см от малыша и подставьте ладони к его ступням,
чтобы ребенок мог поползти в сторону погремушки и взять ее.
Гуси-лебеди летели...
Цель игры: развитие координации движений, укрепление мышц ног, установление эмоционального контакта с ребенком.
Ход игры:
Возьмите ребенка за талию и со словами «Гуси-лебеди летели» поднимите
его вверх. Затем со словами «На землю сели» опустите вниз и подержите в
стоячем положении.
Достань игрушку
Цель игры: освоение навыков ползания, согласования движений глаз и рук.
Материал: игрушка-пищалка.
Ход игры:
Положите игрушку-пищалку на таком расстоянии от малыша, чтобы он ее
видел, но не мог достать рукой. «Попищите» игрушкой. Если в течение
минуты малыш не сможет дотянуться до нее, положите игрушку рядом с ним.
Лягушка
Цель игры: развитие мышц живота, ног, тактильной чувствительности.
Ход игры:
Положите ребенка на животик и со словами «Вот плывет лягушка-зеленое
брюшко» согните его колени, выпрямите колени и разверните его ножки в
стороны, а затем соедините их вместе. Повторите упражнение несколько
раз.
Лечу, лечу — поймать хочу
Цель игры: развитие двигательных навыков, укрепление мышц плечевого пояса.
Ход игры: Поднимите ручки малыша вверх:
Лечу, лечу —
(Опустите руки вниз.)
Поймать хочу.
(Скрестите руки на уровне плеч.)
Не поймал!
(Разведите руки в стороны.)
Маленькие ножки бежали по дорожке...
Цель игры: овладение согласованностью движений ног; развитие восприятия ритма; освоение разнообразных тактильных ощущений.
Ход игры: Положите ребенка на спину, возьмите его ножки:
Маленькие ножки...
(Поочередно несколько раз вытягивайте ножки малыша.)
Бежали по дорожке.
(Захватите обе ножки, сделайте ими одновременный толчок.)
Прыг-скок — встали!
Уф, устали!
Выпрямите ножки и проведите руками по всему телу ребенка сверху вниз, поцелуйте его.
Домашний батут
Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата.
Ход игры:
Положите ребенка на постель рядом с собой. Мягко вдавите матрас, чтобы
он спружинил. Крепко обхватите тельце младенца и покачивайте его на
пружинящем матрасе вверх-вниз.
Лягте рядом с малышом и, продолжая качаться на матрасе, обнимите его и поговорите с ним.
Ехали с орехами — в ямку бух!
Цель игры: развитие равновесия, укрепление вестибулярного аппарата; формирование чувства доверия к взрослым.
Ход игры:
Сядьте на удобный стул и скрестите ноги. Посадите ребенка к себе на
колени и обхватите его руками. Теперь поднимайте и опускайте ноги,
ускоряя ритм, увеличивая амплитуду подъема ноги и приговаривая:
Поехали, поехали
С орехами, с орехами!
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами!
Вприпрыжку, вприскочку
По кочкам, по кочкам —
В ямку бух!
Опускаете малыша вниз, обнимаете и целуете его.
Затем в быстром ритме, замедляя его к концу стихотворения и увеличивая амплитуду подъема ноги, приговариваете:
Хороша дорога,
Хороша дорога!
Вот стала что-то хуже,
Вот стала что-то хуже.
Шаляет, валяет,
Шаляет, валяет.
На мостике, под мостиком,
На мостике, под мостиком —
В ямку бух!
Опускаете малыша вниз, затем прижимаете его к груди и целуете.
Встали-повстали
Цель игры: научить ребенка вставать, приучить его на счет «три» ждать чего-то весьма радостного.
Материал: постель с подушкой
Ход игры: Положите ребенка боком на подушку, лицом к себе. Дайте ему схватить большие пальцы ваших рук и обхватите его плечики:
Встали-повстали,
На ножки встали.
Раз, два, три!
На счет «три» постепенно поднимайте
малыша, чтобы он принял вертикальное положение; не отпускайте при этом
рук. Малыши любят эту игру, осваивают элементы счета, узнают слово
«три».
|