В возрасте до одного года тактильная
чувствительность и собственные движения ребенка играют важную роль в его
психическом развитии. Активность кожи рук, движения пальчиков не только
способствуют развитию познавательных функций, но и оказывают мощное
стимулирующее воздействие на мозг ребенка.
Игра на лужайке
Возраст: 1-3 месяца
Цель игры:
развитие тактильной чувствительности: ребенок получает представление о
текстуре предметов, учится воспринимать ладошки, познает свое тело.
Ход игры:
Взрослый выходит из дома вместе с ребенком в тихую, мягкую погоду,
расстилает на земле одеяло и садится на него с малышом. Срывает травинку
и нежно гладит ею его ручки, приговаривая: «Вот травинка, посмотри,
какая нежная травинка, потрогай ее».
Затем переворачивает малыша на животик,
кладет его ладошки на траву и проводит ими по ней несколько раз. Обычно
дети стараются схватить травинки.
Шершавая — пушистая перчатка
Возраст: 2 недели — 3 месяца
Цель игры: развитие тактильного восприятия, формирование представлений о различной текстуре ткани.
Необходимый материал:
перчатка с нашитыми кусочками материи различной текстуры (шелк, шерсть,
вельвет, мех, крупные пуговицы) на каждом пальчике. Кусочки материи
должны быть очень крепко пришиты, чтобы их нельзя было оторвать. Кончики
пальчиков перчатки надо обрезать, чтобы ребенок мог сравнить текстуру
ткани и кожи взрослого.
Ход игры:
Взрослый пододвигает к малышу руку в перчатке так близко, чтобы ребенок
мог ее потрогать. Каждое прикосновение нужно комментировать,
рассказывая ребенку, к чему он прикасается, и описывая ощущения (шелк
прохладный, вельвет ребристый, мех мягкий, теплый и т. д.)
Алины (имя ребенка) ручки
Возраст: 1-3 месяца
Цель игры: формирование у ребенка представлений о различной текстуре предметов, развитие мелких движений пальчиков.
Необходимый материал: «неваляшка» из пластмассы, деревянная матрешка, металлическая ложка, мягкая игрушка и т.д.
Ход игры: Взрослый легонько поглаживает своей рукой ручку ребенка и приговаривает:
Ручки-ручки,
Алины (имя ребенка) ручки.
Затем берет обе ручки ребенка и, поглаживая ладошки друг о друга, повторяет:
Ручки-ручки,
Алины (имя ребенка) ручки.
Затем гладит ручку малыша мягкой игрушкой, приговаривая:
Алиной (имя ребенка) ручкой погладим Мишку —
Мягкий Мишка, теплый Мишка.
После этого снова гладит рукой ручку малыша со словами:
Ручки-ручки,
Алины (имя ребенка) ручки.
Затем гладит ручку малыша железной ложкой, приговаривая:
Алиной ручкой погладим ложку —
Железная ложка, холодная ложка.
Ручкой ребенка с ложкой стучит по кроватке: «Звенит!» (в зависимости от звука: «Стучит!»).
За время игры ребенку дают потрогать 2-3
предмета, чередуя их с поглаживанием рукой. Обычно проводят 3-4 игры с
одинаковыми предметами, затем меняют один из предметов. Это необходимо
для того, чтобы ребенок со временем запоминал ощущения от предмета и
радовался, если узнавал его.
|