В возрасте семи месяцев ребенка
особенно привлекали игрушки из лоскутков или, у которых есть ручки,
шнурки и другие выступающие части, за которые он мог ухватиться. Хотя
этот интерес сохраняется и в восемь месяцев, однако теперь ребенка
просто завораживают игрушки, которые разбираются или каким-либо
образом вставляются одна в другую.
Малыш только начинает понимать, что
такое емкость, и приходит в восторг, каждый день, открывая для себя
что-то новое - горшочки с землей, собачьи миски с водой, рот, в
котором видны зубы, коробки с тряпками и сумочки со
всевозможными восхитительными предметами. Теперь самым приятным
занятием для малыша становится опустошение баночек и коробочек, а
через месяц у него разовьется новый интерес - заполнять их чем-либо.
Опустошая баночки, сумочки и коробочки и
изучая их содержимое, ребенок продолжает исследовать разные свойства
предметов. Одна из основных идей, которую усваивает ребенок,
заключается в том, что предметы продолжают существовать, даже если
их и не видно. Скорее своими действиями, чем словами малыш все время
спрашивает: "Когда я залезу рукой в ведерко, будут ли там ключи,
которые только что упали в него?" Если на глазах у восьмимесячного
ребенка что-нибудь спрятать, он уже может разгадать тайну
пропавшего предмета. Накрытого простыней плюшевого мишку можно
обнаружить, стянув с него простыню, а маленькую игрушку,
исчезнувшую в кармане папиной рубашки, легко достать рукой. Каждый
из таких опытов дает ребенку понятие о постоянстве
существования предметов.
Однако лучше всего дети узнают об этом
свойстве, наблюдая, как уходят и возвращаются родители. В силу особой
привязанности ребенка к родителям, он чутко реагирует на любые
признаки, свидетельствующие об их дальнейших действиях. Например,
ребенок знает, что если мама уже в шляпке, а папа надевает собаке
поводок, то они сейчас уйдут.
Находясь дома, малыш тратит много
усилий, постоянно наблюдая за родителями. Он все время стремится
держать их в поле зрения, но это не всегда ему удается. Взрослые
входят и выходят из комнаты, чтобы выключить стиральную машину,
поговорить по телефону или сделать другие домашние дела.
Поначалу восьмимесячный ребенок
беспокоится и кричит, видя, что рядом нет мамы. Однако постепенно он
начинает понимать, что родители дома, если до него доносятся их
голоса.
Ребенок, научившийся ползать,
осмеливается самостоятельно отправиться в соседнюю комнату, а затем
вернуться, проверив, тут ли мама и папа. Обнаружив в себе
способность передвигаться, он все отчетливее осознает, что люди и
предметы продолжают существовать, даже если их и не видно. Ребенок
по-прежнему с восторгом играет в "прятки", отыскивая исчезнувшие
предметы. Мама прячет голову под простыней, и малыш, стаскивая
простыню с маминой головы, радостно смеется, как бы говоря: "Посмотрите,
что я сделал. Я заставил мою пропавшую маму вернуться обратно".
Активно исследуя окружающий мир,
ребенок все время сталкивается с новыми проблемами. Он пытается
потрогать звук в заводной музыкальной шкатулке. Он удивляется
тому, что через стекло аквариума нельзя достать золотую рыбку. Ему
интересно, что произойдет, если потянуть за шнурок, к которому
привязана игрушка, дернуть за волосы старшую сестру или стащить
скатерть со стола.
|