В возрасте шести месяцев многие дети
способны самостоятельно садиться, вытянув руки вперед, а чтобы
сохранить равновесие, крепко упираются ими в пол. Находясь в сидячем
положении, они видят мир совсем по-другому. Возьмите малыша с собой в
магазин за покупками. Катаясь в тележке по магазину, он ощутит себя
в центре волшебного мира, полного ярких красок и всевозможных звуков.
Многие шестимесячные дети уже
вполне способны самостоятельно передвигаться. Одни ползают, лежа на
животе и отталкиваясь руками и ногами. Другие перемещаются, упираясь
коленями. Кроме того, случается, что некоторые малыши, будучи достаточно
развитыми, не могут сдвинуться с места. Если перед таким ребенком
положить игрушку, он будет стремиться достать ее. Однако его попытки
продвинуться вперед, изо всех сил отталкиваясь ногами, остаются
безуспешными, и в конце концов он даже отодвигается назад от цели.
Часто мы замечаем, что ребенок, который способен долго и устойчиво
сидеть, не любит двигаться.
В этом возрасте малыш уже хорошо умеет
дотягиваться и хватать предметы. Его движения точны и уверенны. Он
берет игрушку одной рукой, перекладывает ее в другую, затем снова
протягивает свободную руку и хватает следующую. Однако если вы
предложите ребенку взять третий предмет, когда обе его руки заняты, вы
поставите его в затруднительное положение. Ему хочется схватить новую
вещь, но он не понимает, что его руки не свободны. Скорее всего малыш
потянется за третьей игрушкой и случайно выронит вторую. Пройдет
некоторое время, пока он поймет, что прежде чем взять новую
игрушку, он должен куда-нибудь положить ту, которую держит.
Теперь малыш осознанно стремится достичь
цели, кроме того, он с успехом подбирает мелкие предметы с пола.
По-видимому, этому способствуют два обстоятельства: во-первых, ребенок
стал лучше владеть пальцами и крепче держать предметы; во-вторых,
глазные мышцы становятся более развитыми, что позволяет малышу
воспринимать изображение на расстоянии. Теперь он будет изо всех сил
стараться схватить хлебную крошку, пылинку или даже узор на простыне.
В этом возрасте ребенок начинает
разбираться в сложных ситуациях и принимать решения. Обратимся к
классическому примеру из психологии, когда шестимесячный малыш, видя
(по условиям эксперимента), что может упасть, отказывается ползти к
матери через мост. В реальной жизни ребенок скорее всего остановится,
приближаясь к краю кровати или к верхней ступеньке лестницы. К
сожалению, нет никакой гарантии, что он всегда будет вести себя
осторожно, поэтому родители должны постоянно присматривать за ним.
Итак, в этом возрасте у ребенка формируется пространственное
восприятие, которое отражает сложные физиологические процессы,
происходящие в его нервной системе.
Часто родители стремятся обучить
шестимесячных детей плавать. Смысл заключается в том, что движения
плывущего человека напоминают движения ползущего, и если ваш
ребенок уже умеет ползать, то без труда научится и плавать. В
действительности, если малыша обучают заботливые родители или опытный
тренер, он может задерживать дыхание и перемещаться в воде на
короткое расстояние. Очень немногим детям удается поднять голову над
водой, чтобы перевести дыхание, и почти никто из них не в состоянии
целенаправленно проплыть из одного места в другое. Плавание -
прекрасное занятие для взрослых и детей. Однако если ребенка обучать
слишком рьяно, он может начать бояться воды, и этот страх будет трудно
преодолеть.
|