Одно из значительных достижений
"переходного возраста" - способность ребенка сидеть. Правда, ему еще
приходится опираться на что-нибудь. Находясь в сидячем положении,
вместо постоянного лежания на спине или на животе, ребенок получает
новые возможности наблюдать за окружающей обстановкой. Также важно и
то, что благодаря этому малыш может более свободно обращаться с
игрушками.
В этом возрасте ребенок делает попытки
дотянуться до предмета, хотя с первого раза он часто промахивается и
не достигает цели. Кроме того, большинство трехмесячных детей
способны дотянуться и ударить по специальному подвесному
устройству (подвеске), прикрепленному к кроватке. Их действия
происходят в определенной последовательности: ребенок ударяет по
подвеске, замирает, глядя на результат своего действия, а
затем с возрастающей силой возобновляет удары.
Швейцарский психолог доктор Пьяже,
изучавший поведение детей до года, считает, что в первый раз ребенок
задевает подвеску случайно. Затем он с любопытством наблюдает, как
она начинает двигаться вверх и вниз. Малыш ударяет еще несколько
раз, стремясь к тому, чтобы это интересное событие повторилось. В
желании ребенка увидеть что-то новое, необычное проявляется его
способность вести себя более осознанно и целенаправленно.
В этом возрасте дети заметно
отличаются друг от друга, особенно по уровню развития двигательных
навыков. В то время как активному ребенку уже удается переворачиваться
с живота на спину, другие дети все еще ограничены в своих движениях:
пока они могут лишь совершать движения руками и ногами, как это делает
велосипедист.
Поскольку невозможно точно
предсказать, когда именно у ребенка появятся новые двигательные
навыки, даже неумеющего переворачиваться малыша нельзя оставлять
одного на пеленальном столике.
|