Массаж и гимнастика грудного ребенка
Малыша начинают приучать к
гимнастическим упражнениям только после 3-х месяцев. Наиболее подходящим
моментом для гимнастики является период до ванны. Проветрите комнату,
температура воздуха должна быть от 22 до 25°С.
Уложите ребенка на пеленальный столик,
покрытый покрывалом. Во время гимнастики хорошо разговаривать с ребенком
или напевать ему песенку для того, чтобы подчеркнуть ритм движения и
увеличить удовольствие ребенка во время этой процедуры.
Упражнения должны быть достаточно
интенсивными и широкими, но без усилий и без попыток преодолеть
сопротивление ребенка. Они выполняются матерью, если ребенок здоров. Все
мышечные группы должны подвергаться одинаковым нагрузкам. Начинать надо
с простых упражнений и при этом нужно разговаривать с ребенком,
подбадривать его, пока он привыкнет. Продолжительность сеанса - вначале
около 5 минут, а затем следует его продлить до 15 минут.
Поскольку движения доставляют ребенку
удовольствие, он после нескольких тренировок, будет активно участвовать в
гимнастике. Какие упражнения мама может проводить?
1. Вращательные
движения ножек. Для этого обхватывают левой рукой голень ребенка, а
правой - стопу и производят вращательные легкие движения ее в обоих
направлениях, 8-10 раз для каждой ноги.
2. Начиная с 4 месяцев
производят сгибательные движения для обеих нижних конечностей, вначале
последовательно то левой, то правой ножкой, а затем двумя сразу.
3. Движения для рук.
Мама левой рукой обхватывает предплечье ребенка, а правой захватывает
кисть и производит сгибания-разгибания 8-10 раз для каждой кисти.
4. Начиная с 4 месяца
делают движения для плеч. Для этого мама захватывает кисти рук ребенка,
закладывая в кисть большой палец, и разводит плечи в стороны параллельно
плоскости стола по направлению к голове, а затем приводит их к лицу в
вертикальном положении к плоскости стола и укладывает их вдоль тела. И
так 8-10 движений.
5. Второе упражнение для плеч: руки раздвигают в стороны на уровне плеч, а затем приводят к лицу, перекрещивая на груди.
6. Движение потягивания
из лежачего положения в сидячее начинают с 5-месячного возраста. Мама
захватывает руки ребенка, как в четвертом упражнении, поднимает туловище
ребенка вверх и доводит до сидячего положения, в котором он пребывает
1-2 секунды, и затем осторожно укладывает его в исходное лежачее
положение. Это упражнение укрепляет брюшные мышцы и стимулирует ребенка
больше находиться в сидячем положении.
7. Упражнения для мышц
спины, когда ребенку исполнится 5 месяцев. Исходное положение - ребенка
укладывают на живот, лучше, чтобы лицо при этом было обращено в сторону.
Мама закладывает большие пальцы в ручки ребенка, а остальными пальцами
охватывает суставы кисти и частично предплечья. Затем ручки разводит в
сторону, а туловище поднимает вверх на 20 см от плоскости стола и
возвращает малыша в исходное полоение. Это упражнение укрепляет мышцы
спины, плеч и живота.
8. Для укрепления мышц
спины рекомендуют поднимать нижние конечности и таз вверх в то время как
грудь, плечи и головка ребенка остаются на плоскости стола. Мама
захватывает голени ребенка таким образом, чтобы большие пальцы
находились на голенях ребенка, а остальные пальцы обхватывали бы колени и
нижнюю поверхность бедра. Ребенок лежит при этом на животике, лицо
обращено в сторону, чтобы он мог свободно дышать.
9. После 9-месячного
возраста, когда ребенок может передвигаться на четвереньках и уже лучше
опирается на ручки, можно пытаться сделать упражнение «тачка», когда
ребенка поддерживают за ножки, приподнимая, а он пытается двигаться с
помощью ручек. Это сложное упражнение, но оно укрепляет все мышцы
туловища и верхних конечностей.
10. В возрасте 6-7
месяцев можно применить упражнение «мостик». Ребенок лежит на спине;
охватывая рукой обе лодыжки и прижимая ступни к столу, другой рукой
поднимают спинку над плоскостью стола, а головка при этом опирается на
стол.
11. После 9-12 месяцев
детям рекомендуют упражнение, стимулирующее их подниматься на ноги.
Ребенок лежит на спине. Мама левой рукой охватывает лодыжки ребенка,
сгибает его колени и приближает стопы ребенка к ягодичной области.
Правой рукой нужно захватить ручки и поднимать ребенка в сидячее
положение, а затем поднимать его вверх. Ребенок, рефлекторно опираясь на
ступни, разгибает туловище и становится на ножки. Затем мама усаживает
ребенка и начинает упражнение сначала, повторяя его 8-10 раз.
12. Ходьба на ножках с
вытянутыми руками. Если ребенок научился ходить, он может выполнять с
мамой это упражнение для повышения тонуса мышц голени и свода стопы.
Мама захватывает ребенка за обе ручки, поднимает плечи с предложением
для ребенка сделать несколько шагов на кончиках пальцев, а затем
несколько шагов всей ступней. Повторить это упражнение 8-10 раз.
Приводим для примера разработанную схему массажа и комплекс упражнений для детей грудного возраста (2 месяца).
• Массаж рук - поглаживание. Ребенок
лежит на спине ножками к матери. Большой палец руки вложить в левую
кисть ребенка, поддерживая ее. Левой рукой поглаживать внутреннюю, а
затем наружную поверхность левой руки ребенка от кисти к плечу. Правую
руку ребенка массируют правой рукой. Повторить 8-10 раз.
• Массаж ног - поглаживание. Взять
правую ножку ребенка в ладонь правой руки, а левой рукой проводить
поглаживание от стопы к паховому сгибу сначала по задней, затем по
наружной поверхности голени и бедра. Левую ножку массируют правой рукой.
Повторить 8-10 раз,
• Массаж стоп - растирание. Взять правую
ножку ребенка за голень левой рукой. Тыльной стороной пальцев правой
руки растирать подошву от пальцев к пятке и обратно. Повторить 10 раз.
Упражнение для стоп. Указательным пальцем правой руки мать нажимает на
ступни ребенка у основания пальцев, вызывая подошвенное сгибание. Затем
этим же пальцем нажимает по всей наружной части подошвы стопы от пальцев
к пятке. В ответ на это раздражение ребенок рефлекторно разгибает
пальцы стопы. Повторить 5 раз.
• Упражнение для туловища. Взять ребенка
двумя руками за верхнюю часть туловища и легко покачивать влево и
вправо, нажимая на ребра. Повторить 6-8 раз.
• Массаж живота. Правой рукой
поглаживать левую половину живота сверху вниз и одновременно левой
рукой - правую половину живота снизу вверх. Повторить 8 раз.
• Массаж груди. Пальцами и ладонями
обхватить грудную клетку ребенка. Передвигать руки по ходу межреберных
промежутков от середины к бокам. Повторить 3 раз.
• Рефлекторное разгибание
позвоночника. Положить ребенка на левый бок. Слегка нажимая двумя
пальцами левой руки на спину ребенка, продвигать их вдоль позвоночника
от крестца к шее. В ответ на это раздражение ребенок прогибается в
позвоночнике. На каждом боку повторить 2-4 раза.
• Массаж спины. Обеими ладонями
поглаживать спину ребенка от шеи к ягодицам, а затем тыльной стороной
ладоней и пальцев - в обратном направлении.
• Массаж ног - разминание. Держа левую
ножку в правой руке, левой рукой разминать мышцы задней и боковой
поверхности голени и бедра. Правую ножку массировать правой рукой.
Повторить 4-6 раз.
• Массаж ягодиц - похлопывание.
Тыльной поверхностью обеих рук легкими движениями похлопывать по
ягодицам, меняя руки. Повторить 10-12 раз.
• Ползание рефлекторное. Согнуть
ножки ребенка и соединить стопы так, чтобы они упирались в ладонь
матери. Подталкивать подошвы согнутых ног, в результате чего ребенок
будет отталкиваться ими и стараться продвинуться вперед. Повторить 2-4
раза.
Массаж и упражнения подбираются в зависимости от состояния здоровья и возраста ребенка.
Первый комплекс - от 1,5 до 3 месяцев:
• Выкладывание на живот. • Массаж спины (поглаживание). • Массаж живота.
Второй комплекс - от 3 до 4 месяцев:
• Скрещивание рук на груди. • Поворот со спины на живот вправо. • Массаж спины (поглаживание и разминание). • Положение пловца. • Массаж живота. • Поворот со спины на живот влево.
Третий комплекс - от 4 до 6 месяцев:
• Скрещивание рук на груди. • Сгибание и разгибание ног вместе. • Поворот со спины на живот вправо. • Массаж спины (поглаживание, разминание, по¬хлопывание). • «Парение» в положении на животе. • Массаж живота. • «Парение» в положении на спине. • Поворот со спины на живот. • Сгибание и разгибание ног попеременно. • Ползание. • «Бокс».
Четвертый комплекс - от 6 до 9 месяцев:
• Скрещивание рук на груди. • Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно. • Поворот со спины на живот вправо. • Массаж спины. • Ползание. • Массаж живота. • Присаживание при поддержке за руки. • «Бокс». • Поворот со спины на живот влево. • Поднятие выпрямленных ног. • Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. • «Скользящие шаги».
Пятый комплекс - от 9 до 12 месяцев:
• Круговые движения руками. • Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно. • Поворот со спины на живот вправо. • Поднимание тела. Из положения на животе при поддержке ребенка за руки. • Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен. • Присаживание при поддержке за одну руку, отве¬денную в сторону, с фиксацией колен. • «Бокс». • Поднятие выпрямленных ног. • Поворот со спины на живот влево. • Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. • «Скользящие шаги».
Ребенок быстро привыкает к проведению
массажа, и, как правило, это доставляет ему удовольствие, повышает его
эмоциональный тонус, улучшает настроение, но главное, - посвятив
ежедневно 8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную
активность ребенка, формируя правильную, красивую осанку.
Если комплекс гимнастических упражнений и
массажа малышу не делать, или делать его нерегулярно, то ребенок в
период бодрствования, естественно, не будет лежать смирно, а станет сам
направлять свою двигательную активность, и обычно его стремление
сводится к тому, чтобы быстрее сесть. Но делать это нежелательно, ибо
мышечная и костная системы ребенка еще недостаточно развиты и сильны.
Большинство детей к 1 году овладевают
самостоятельно ходьбой. По мере дальнейшего развития и совершенствования
центральной нервной системы быстро возрастает и развитие двигательных
умений.
В возрасте от 1 до 3 лет дети овладевают
основными движениями (ходьба, лазанье, бросание), и делают они это с
огромным удовольствием: наконец-то можно и без помощи взрослого бегать,
прыгать, «лазать во все дырки» и познавать все новое и интересное.
Маленький ребенок много двигается, это и естественно, и необходимо для
его развития.
У малыша связь между становлением
движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развития
движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему очень важно,
чтобы ребенок вовремя начал держать головку, переворачиваться со спины
на живот и обратно, ползать и так далее.
Правильное физическое воспитание,
обеспечивая своевременное появление и высокое качество движений ребенка,
является одновременно и умственным воспитанием. Недаром говорят, что
гимнастика мышц - это, прежде всего, гимнастика ума и нервов. Чем младше
ребенок, тем более благоприятно воздействуют на его нервную систему
физические упражнения.
Исследования ученых показывают, что в основе образования и закрепления двигательных навыков лежат определенные нервные процессы.
Под влиянием упражнений укрепляется
нервная система, обеспечивается высокая согласованность в деятельности
мышц, сердца, легких и других органов и тканей. Образуется сложная и
очень подвижная система управления движениями, позволяющая наименьшей
затратой сил выполнять наибольшую работу.
|