Этот процесс тесно связан с освоением
новых общих движений - ползанием, сидением и вставанием. Овладев
ползанием и научившись садиться, вставать, ребенок может увидеть предмет
с разных сторон и узнает его независимо от того, как он к нему
повернут.
В 6 месяцев малыш обычно удерживает в
каждой руке по игрушке, может перекладывать игрушку из одной руки в
другую. Но что особенно важно, с этого возраста ребенок, благодаря
взаимодействию руки и глаза, способен не только приближаться к предмету в
зависимости от его местонахождения, но и начинает действовать с ним
более дифференцированно, учитывая такие его свойства, как форма и
величина. Чтобы это произошло, дайте ребенку предметы разной формы:
круглые, прямоугольные, квадратные.
Очень быстро малыш начинает точно
направлять руку к предметам различной величины и формы без
предварительных примеривающих движений. Это свидетельствует о развитии
глазомера. Движения рук начинают контролироваться зрением. Развивается
при этом и внимание малыша. Внимательно присмотревшись, можно заметить,
как по-разному он захватывает предметы. Например, мяч он берет,
растопырив пальцы, а к ручке погремушки тянет их, плотно сжав.
Вместе с тем ребенок начинает по-своему
исследовать, узнавать свойства предметов. Игрушечная резиновая птичка
пищит, если ее сдавить; одна погремушка звенит, другая издает шум,
третья трещит или гремит, если ее потрясти, а чем дольше ее трясешь, тем
длительнее звук и т. д. Получая всякий раз определенный результат,
ребенок пытается вновь достичь его, уже действуя более целенаправленно:
мяч надо толкнуть - он покатится дальше; погремушку, кубик бросить - они
издадут звук, перевернутся и т. д. Малыш начинает действовать двумя
руками и двумя предметами одновременно: приближает одну игрушку к
другой, стучит ими, всовывает один предмет в другой, вытаскивает их.
Благодаря этому он постепенно устанавливает отношения между свойствами
разных предметов.
Теперь ребенку предложите предметы,
состоящие из двух частей, которые можно соединять и разъединять:
коробочки, бочонки, шкатулки, кастрюльки, ведерки с крышками, матрешки.
Сначала ребенок только открывает закрытую вами кастрюльку (коробочку и
т. п.). Вы держите закрытую емкость, а малыш ее открывает.
Затем предоставьте ребенку возможность
действовать с разными предметами самостоятельно, он с удовольствием
будет открывать их. Не сразу ему удается это сделать: ведь сначала надо
правильно поставить предмет, придержать его одной рукой, а другой -
открыть. А еще сложнее открытое закрыть. Лишь постепенно его руки
начинают действовать согласованно. Поэтому, если малыш затрудняется,
необходимо помочь ему. Например, придержать рукой нижнюю половинку
матрешки, чтобы он соединил ее с верхней. Иногда стоит сделать
какое-либо действие вместе (слегка направляя ручку ребенка), то есть
освоение более сложных операций происходит с помощью старших.
Играя с малышом, помните, что он уже
начинает ориентироваться на вашу оценку его поведения. Поэтому всякий
успех в действиях с предметами должен быть вами поощрен: «Вот как хорошо
открыл (закрыл) коробочку». 6-9-месячному ребенку нужно еще при этом и
улыбнуться и погладить его по головке, а к году он уже понимает смысл
похвалы.
Малыш не безразличен и ко всем предметам
быта, к своей одежде: он пытается снять носки, шапку, бросает пеленку,
снимает очки с бабушки, тянется к сережкам мамы. Кроме того, вы
замечаете, что ваш кроха выбрасывает игрушки на пол и явно ждет, когда
вы их поднимете. Присмотритесь: он протягивает вам игрушку, вкладывает
ее вам в руку, а другой тянется к какому-то предмету вне кроватки. Все
это активные попытки малыша пригласить вас к совместным с ним действиям.
Не отказывайте ему в этом. Наступил благодатный период, когда вы можете
показывать ему действия с предметами, а он охотно будет подражать вам.
|