После 9-месячного возраста, когда
ребенок может передвигаться на четвереньках и уже лучше опирается на
ручки, можно пытаться сделать упражнение «тачка», когда ребенка
поддерживают за ножки, приподнимая, а он пытается двигаться с помощью
ручек. Это сложное упражнение, но оно укрепляет все мышцы туловища и
верхних конечностей.
После 9-12 месяцев детям рекомендуют
упражнение, стимулирующее их подниматься на ноги. Ребенок лежит на
спине. Мама левой рукой охватывает лодыжки ребенка, сгибает его колени и
приближает стопы ребенка к ягодичной области. Правой рукой нужно
захватить ручки и поднимать ребенка в сидячее положение, а затем
поднимать его вверх. Ребенок рефлекторно опираясь на ступни, разгибает
туловище и становится на ножки. Затем мама усаживает ребенка и начинает
упражнение сначала, повторяя его 8-10 раз.
Комплекс - от 9 до 12 месяцев:
• Круговые движения руками. • Сгибание и разгибание ног вместе и попеременно. • Поворот со спины на живот вправо. • Поднимание тела. Из положения на животе при поддержке ребенка за руки. • Наклон туловища и выпрямление с фиксацией колен. • Присаживание при поддержке за одну руку, отведенную в сторону, с фиксацией колен. • «Бокс». • Поднятие выпрямленных ног. • Поворот со спины на живот влево. • Присаживание при поддержке за руки, разведенные на ширину плеч. • «Скользящие шаги».
Ребенок быстро привыкает к проведению
массажа, и, как правило, это доставляет ему удовольствие, повышает его
эмоциональный тонус, улучшает настроение, но главное, посвятив ежедневно
8-10 минут этому мероприятию, вы направляете двигательную активность
ребенка, формируя правильную, красивую осанку.
Если комплекс гимнастических упражнений и
массажа малышу не делать или делать его не регулярно, то ребенок в
период бодрствования, естественно, не будет лежать смирно, а станет сам
направлять свою двигательную активность, и обычно его стремление
сводится к тому, чтобы быстрее сесть, но делать это, как было сказано,
нежелательно, ибо мышечная и костная системы ребенка еще недостаточно
развиты и сильны.
Большинство детей к 1 году овладевают
самостоятельно ходьбой. По мере дальнейшего развития и совершенствования
центральной нервной системы быстро возрастает и развитие двигательных
умений.
В возрасте от 1 до 3 лет дети овладевают
основными движениями (ходьба, лазанье, бросание), и делают они это с
огромным удовольствием: наконец-то можно и без помощи взрослого бегать,
прыгать, «лазать во все дырки» и познавать все новое и интересное.
Маленький ребенок много двигается, это и естественно, и необходимо для
его развития.
У малыша связь между становлением
движений и нервной системой особенно выражена. По уровню развития
движений врач судит о развитии головного мозга. Вот почему очень важно,
чтобы ребенок вовремя начал держать головку, переворачиваться со спины
на живот и обратно, ползать и так далее.
Правильное физическое воспитание,
обеспечивая своевременное появление и высокое качество движений ребенка,
является одновременно и умственным воспитанием. Недаром говорят, что
гимнастика мышц - это, прежде всего, гимнастика ума и нервов. Чем младше
ребенок, тем более благоприятно воздействуют на его нервную систему
физические упражнения.
Исследования ученых показывают, что в
основе образования и закрепления двигательных навыков лежат определенные
нервные процессы. Под влиянием упражнений укрепляется нервная система,
обеспечивается высокая согласованность в деятельности мышц, сердца,
легких и других органов и тканей. Образуется сложная и очень подвижная
система управления движениями, позволяющая наименьшей затратой сил
выполнять наибольшую работу.
|