Собственно говоря, речь пойдет не о
зрении в утилитарном понимании этого слова (острота зрения, например), а
о становлении зрительной функции. «Зрительная функция» - это умение
малыша не только смотреть, но и видеть: фиксировать взгляд на различных
подвижных и неподвижных предметах, узнавать людей и какие-то вещи,
определенным образом реагировать на увиденное. Это способность ребенка
воспринимать зрительные образы окружающего его мира.
Для развития зрения новорожденного
необходимо, чтобы его кроватка стояла в хорошо освещенной части комнаты.
При этом ни солнце, ни лампочка не должны светить прямо в личико малыша
(или освещать его с одной стороны); лучше, если свет будет лишь
отражаться от предметов, находящихся в поле зрения ребенка. Малыш ведет
себя гораздо спокойнее, если лежит в хорошо освещенной части комнаты, и
заходится плачем, если его оставить в слабо освещенном помещении.
Родителям необходимо помнить, что свет
привлекает внимание малыша - при неправильном расположении источника
освещения ребенок долго смотрит в сияющее окно или на лампочку, его
движения при этом задерживаются, и он по несколько минут лежит
неподвижно. Это очень вредно для глаз, и к тому же мешает ребенку
научиться фиксировать взгляд на окружающих его предметах. Если источник
света находится сбоку от кроватки, малыш может подолгу лежать, повернув
головку в эту сторону, что иногда становится причиной деформации черепа
новорожденного.
Как же помочь малышу «увидеть» этот мир?
Естественно, показывать ребенку (и оставлять на какое-то время)
какие-то привлекательные, яркие игрушки и объяснять, что именно
оказалось в его поле зрения. Чем «моложе» малыш, тем слабее развиты его
зрительные реакции и тем более крупная, яркая, красочная, хорошо
освещенная игрушка сможет его заинтересовать. А в более старшем возрасте
важно учитывать и эмоции ребенка - игрушка должна вызывать радость.
Малышам нравятся яркие целлулоидные попугаи, небольшие куклы (клоуны,
неваляшки), утята и, конечно, самые разные погремушки.
До 2,5 месяцев ребенок только смотрит на
игрушки - он еще не стремится их потрогать, не тянет к ним ручки -
поэтому низко подвешивать игрушки нет никакой необходимости.
Кроме того, малыш рождается
дальнозорким, поэтому рассматривая близко подвешенную игрушку, он
вынужден напрягать глаза, что может даже привести к косоглазию. Итак,
игрушки надо подвешивать высоко, в 50-70 см от груди ребенка: крупные -
повыше, поменьше размером - пониже. Лучше всего к изголовью кроватки
прикрепить специальную деревянную или металлическую стойку в форме буквы
«Г».
Малышу трудно отыскать игрушку взглядом,
а если он ее найдет, то рассматривает недолго. Новую вспышку интереса
вызовет изменение положения игрушки: немного приподнимите или опустите
ее. Приблизьте игрушку к личику ребенка или чуть-чуть отдалите; качните
ее. Если же игрушка больше не привлекает внимание малыша - надоела, -
замените ее на другую (обязательно убедитесь, что ребенок заметил новую
игрушку). Отметим, что рассматривание игрушки - это первый вид
самостоятельной деятельности ребенка, который не требует большого
участия взрослых.
С 3-4 недель малыш чаще и дольше
рассматривает заинтересовавшие его предметы и лица - не только
неподвижные, но и медленно двигающиеся; при этом присущие новорожденному
хаотические движения ручек и ножек затормаживаются.
К концу 2 месяца младенец уже умеет
наблюдать за всем, что его окружает. К трем месяцам он может, не
отрываясь проследить взглядом за взрослым, который обходит его кроватку
или удаляется от нее на 2-4 м.
Со 2 месяца ребенок постепенно учится
сосредотачиваться на неподвижных предметах, лежа на животе или сидя на
руках у мамы. Вначале малышу трудно смотреть в лицо взрослого, который
держит его на руках и разговаривает с ним, - ребенок отворачивается и,
обнаружив другого взрослого, который находится на более далеком от него
расстоянии (или какой-то интересный предмет), сосредотачивается на нем.
Напомним, что главным образом малыш учится видеть и понимать увиденное,
рассматривая лица взрослых, которые с ним разговаривают и игрушки (или
другие предметы), которые упоминаются в разговоре.
Двух-трехмесячный ребенок во время
бодрствования занят тем, что следит взглядом за окружающими его людьми и
сосредоточенно смотрит на предметы, которые привлекают его внимание.
Если малышу не на что смотреть, он переводит глаза из стороны в сторону,
словно ищет что-нибудь интересное.
Формирование зрительных реакций и
зрительной функции в целом положительно влияет на развитие произвольных
(то есть совершаемых по желанию малыша) движений: для того чтобы не
потерять из виду привлекший его внимание предмет, ребенок старается
сохранить позу, что в этом возрасте очень трудно сделать. Если предмет
передвигается, малыш не только провожает его взглядом, но и поворачивает
вслед за ним головку - ребенок постарше попытается повернуться всем
телом.
|