Ребенок видит и слышит, как
разговаривают мама и другие члены семьи, и однажды начинает подражать им
(мы должны сказать, что стремление подражать взрослым, быть похожим на
взрослых - основной движитель в обретении ребенком самых разных навыков,
не только навыка речи).
На пятом месяце ребенок может
произносить лишь очень простые звуки - вроде «а» или «э». Он произносит
их и прислушивается к ним. Он пробует свой голос, и это занятие ему
очень интересно.
Лепет ребенка не несет никакой смысловой
нагрузки. И если мама слышит раздающиеся из детской комнаты «а!» и
«э!», она может не спешить к малышу. Это не зов, не просьба и не сигнал о
каком-то неблагополучии, не требование. Это только пробы голоса.
Ребенок начинает с того, с чего может
начать, - с простейшего, с того, что ему доступно. Он каждый день видит,
как двигаются губы мамы, когда она с ним говорит, и, подряжая ей, сам
двигает губами. Понятно, что первые попытки получаются у малыша
неуклюжими, однако пройдет совсем немного времени, и ребенок продвинется
в этом деле далеко.
Важнейшая обязанность мамы - помочь
ребенку в освоении речи. Занятия по обретению навыка мама может
обставлять как игру: сесть возле малыша, чтобы он хорошо видел ее лицо, и
произносить один за другим разные звуки медленно и ясно. Ребенок должен
видеть не только движения ее губ, но и положение языка при произнесении
каждого звука. Из звуков, которые малышу уже будут знакомы, мама может
составлять самые простые слоги и слова - «ам-ам», «да-да», «мама»,
«папа», «баба» и др.
Не следует, однако, рассчитывать на то,
что ребенок через одну-две недели заговорит. Обретение навыка речи -
процесс длительный, и займет он не один месяц. В чем мама может быть
уверена, так это в том, что малыш, с которым регулярно занимаются,
заговорит быстрее других детей.
Время для занятий с малышом по освоению
речи мама может заложить в распорядок дня - это будет гарантией того,
что она сама, наигравшись с малышом в «уроки речи», через неделю не
забудет о своем начинании. Продолжительность занятий не должна быть
слишком большой. Достаточно 10-15 минут в день.
Если мама видит, что ребенок утомился,
что воспринимает ее «уроки» без прежних живости и интереса, ей лучше
прекратить занятия. Психическая нагрузка может вызывать у малыша еще
большее переутомление, чем нагрузка физическая.
Нужно также принимать во внимание, что в
силу возрастных особенностей нервной системы маленький ребенок не может
воспринимать сразу много информации, да и для того, чтобы усвоить
небольшое количество новой информации, ему требуется больше времени, чем
взрослому человеку. Занятие на следующий день мама должна начать
непременно с повторения пройденного.
|