Существует несколько форм работы с родителями:
• наглядность в работе с семьей (оформление детских учреждений, родительских уголков и пр.);
• индивидуальные формы работы с родителями (беседы, консультации, посещение на дому);
• работа с коллективом родителей (родительские комитеты, собрания, вечера, кружки и т. д.).
Вся работа с родителями должна быть четко спланирована, а формы работы логичны и взаимосвязаны между собой.
Оформление детских учреждений
Оформление детских учреждений для детей
раннего или дошкольного возраста в основном идентично. В холлах этих
учреждений размещают стенды, панно, выставки на общие педагогические и
медицинские темы, разъясняющие основные задачи воспитания детей,
рассказывающие о жизни данного коллектива, о работе родительского
комитета и школы матерей. Оформление должно соответствовать особенностям
каждой возрастной группы.
В приемных помещениях групп создается
родительский уголок. В нем даются сведения о суточном режиме для детей
данной возрастной группы, меню, перечень специальных занятий на неделю,
различные рекомендации по поводу занятий с детьми дома, кормления детей,
их одежды и др. Периодически родителей знакомят с изменениями массы и
длины тела ребенка, сообщают о профилактике различных заболеваний,
вывешивают списки вещей, необходимых для выезда на дачу и т. д.
В родительских уголках следует
устраивать выставки работ детей, сообщать о подготовке к празднику.
Здесь же необходимо рассказать о персонале, работающем в группе,
демонстрировать фотографии из жизни детского коллектива. Полезны
фотовитрины на темы: «Выходной день дома» или «Ребенок и природа» и др. В
каждом родительском уголке должно быть место для информации о работе
родительского комитета.
Индивидуальные формы работы с родителями
Эти формы работы включают в себя беседы,
консультации, посещение семьи, приглашение отдельных родителей в
учреждение, написание индивидуальных памяток и т. д. Родителей можно
привлекать к посильной помощи в оформлении детского учреждения.
В яслях и детских садах индивидуальные
беседы с родителями и другими членами семьи могут проводиться в период
приема ребенка или при встрече, когда детей берут домой. Утренние беседы
кратковременны, так как родители торопятся на работу, поэтому следует
выяснять основное: как ребенок провел ночь и каково его самочувствие.
Вечером родителям сообщают о том, как ребенок себя вел, чем занимался в
течение, дня и советуют, как заняться с ребенком вечером. Даже если дети
шалили, не следует жаловаться на них, так как частые жалобы
воспитательницы родители могут расценить как профессиональную
некомпетентность.
Если родители не выполняют каких-ли6о
правил детского учреждения, то беседовать об этом нужно в отсутствие
ребенка, иначе это может вызвать у него отрицательное отношение к
воспитателю («маму обижают») или подорвать авторитет родителей. Полезно
организовать консультации родителем совместно с медицинскими
работниками, логопедами или юристами.
Воспитатель группы или медицинский
работник может прийти в семью, как друг и помощник в сложном деле
воспитания ребенка. Одним из положительных методов индивидуальной работы
с родителями являются просьбы и поручения помочь в оформлении помещения
детского учреждения к празднику, сшить для кукол новую одежду, починить
игрушки, оформить участок для прогулки и т. д.
Работа с коллективом родителей
Работа с коллективом родителей
проводится в форме собраний, консультаций, конференций, лекций, вечеров,
кружков, кинолекториев, «открытых дней» в яслях-саду, а также в форме
родительских университетов и школ, субботников по уборке помещения,
прогулочного участка и т.д. Используются различные средства: печать,
радио, телевидение и технические средства (магнитофоны, фильмоскопы,
фотографии и т.д.).
В яслях-саду работа с коллективом
родителей имеет свои особенности. Здесь избирается родительский комитет
для оказания помощи детскому учреждению и осуществления общественного
контроля.
Родительский комитет и актив родителей
каждой группы оказывают помощь в подготовке и проведении родительских
собраний, различных мероприятий, связанных с выездом детей на дачу,
ремонтом помещения и т. д. Члены родительского комитета посещают
неблагополучные семьи, изучают опыт правильного семейного воспитания и
распространяют его. С целью контроля и помощи персоналу детского
учреждения комитет организует дежурства родителей.
Проводятся родительские собрания, общие и
по группам, где заслушиваются сообщения руководителя детского
учреждения, воспитателей, членов родительского комитета, а также лекции и
беседы на педагогические и медицинские темы.
Проводятся групповые консультации. На
них приглашают выборочно тех родителей, которые не занимаются с детьми
дома. На эти консультации могут приглашаться соответствующие
специалисты.
Заслуживает внимание проведение
«открытых дней», когда группа родителей в определенный режимный период
присутствует в детском саду на специальных занятиях, наблюдает за
организацией самостоятельной деятельности детей, за кормлением, сном,
гигиеническим уходом. Могут быть организованы тематические вечера для
родителей: «Музыка и дети», «Ребенок и природа», «Как нужно любить
ребенка», «Знаем ли мы своих детей?» и т. д.
Единство и постоянство воспитательных
приемов, выработанных в семье и в детском учреждении, будут
способствовать правильному развитию и воспитанию детей.
|