Основные достижения в речевом
развитии старших дошкольников обусловлены глубокими изменениями в сфере
общения. На передний план выдвигается общение со сверстниками. Ребенок
начинает предпочитать ровесника взрослому. Речь, обращенная к товарищу
по играм, становится более контекстной, чем в разговоре со взрослыми.
Диалог с партнером приобретает характер скоординированных предметных и
речевых действий. Дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, сами
живо интересуются его делами и высказываниями.
Многообразны функции речи старшего
дошкольника. Речь используется для установления контактов с окружающими,
привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям,
взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера,
организации собственной деятельности, координирования действий своих и
товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем,
средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей,
средством познавательной деятельности. Речь для старшего дошкольника
является также самостоятельным объектом окружающего мира, которую он
познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами.
Для удовлетворения своих деловых,
познавательных и личностных потребностей ребенок использует и
ситуативные непроизвольные высказывания, и неречевые средства (жесты,
мимику, движения), и контекстную (понятную на основе использованных
языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая
неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.
Развитие диалога не просто представляет
собой освоение определенной композиционной формы речи, но является и
важной составляющей социального и личностного становления ребенка.
Диалогическое общение предполагает не только ориентацию на сообщение
(интеллектуальное содержание) и на собственные интересы, но также и учет
позиции партнера, его интересов, желаний, настроений.
Координация речевых действий в диалоге
прямым образом зависит от умения понять сверстника, принять его точку
зрения. Такой опыт приобретается детьми в деятельности кооперативного
типа (в совместном конструировании, рисовании, рассказывании, в
коллективных играх). Доказано, что в общении со сверстником речь ребенка
приобретает такое качество, как контекстность (независимость от
ситуации общения, понятность смысла только на основе использования
языковых средств).
В недрах диалогического общения
зарождается и формируется новая форма речи - монолог. Он возникает
вследствие желания ребенка поделиться своими мыслями, чувствами,
знаниями об окружающем. Речь при этом приобретает форму короткого
рассказа. В рассказе обязательно отражается что-то интересное,
поразившее и взволновавшее ребенка (интересная встреча, покупка новой
игрушки, смешное поведение младшего братишки, поездка в деревню и т.
п.). Очень любят дошкольники рассказывать знакомые сказки, передавать
содержание мультфильмов.
Важнейшее достижение старшего
дошкольного возраста - бурное развитие интереса к звучащей речи,
формирование элементарного осознания языковой действительности.
Лингвистическое отношение к слову проявляется в спонтанных играх со
звуками, рифмами, смыслами, в вопросах о значении слов, в толковании их
звучания и смысла. Осознание языковой действительности охватывает все ее
стороны - фонетическую, лексическую, грамматическую. Сознательное
отношение к речи влияет на совершенствование словаря (понимание
антонимов, синонимов, многозначных слов), развитие звуковой культуры
речи (слухового восприятия, звукопроизношения, дикции, интонационной
выразительности), формирование грамматической правильности речи
(морфологии, словообразования, синтаксиса), развитие связности речи.
В развитии словаря достигается, прежде
всего, его качественное совершенствование. Это касается понимания и
активного использования в речи таких явлений, как антонимия (острый -
тупой, острый - пресный), синонимия (острый - заостренный, наточенный),
многозначность (острый нож, острый перец, острый язык). Сравнивая
предметы, явления природы, человеческие поступки, дети учатся находить
различное и общее и выражать свое отношение с помощью слов с
противоположным и близким значением, сравнений, точных глаголов,
эпитетов. Приемы подбора синонима или антонима к словосочетанию знакомят
детей с многозначностью слов. На основе сравнения функций предметов
формируются обобщающие наименования (животные, посуда, транспорт и др.).
Воспитание звуковой культуры речи также
взаимосвязано с формированием элементарного осознания языковой
действительности. Старшие дошкольники активно играют со словами,
звуками, рифмами (помидор - коридор; ножки - брошки - сережки;
крокодил-крокодил - по лесу плыл). Они подмечают общее и различное в
звучании слов, могут различить близкие в артикуляционном или
акустическом отношении звуки ([с] - [ш], [с] - [с']), подметить звук,
встретившийся в четырех-пяти словах в потешке, скороговорке,
чистоговорке («Носит Сеня сено в сени»).
Детям нравится упражняться в четком
произнесении чистоговорок и скороговорок, содержащих смешиваемые звуки
(«Шла Саша по шоссе и сосала сушку»); произносить их в разном темпе, с
разной силой голоса, интонацией.
Формирование грамматической правильности
речи в старшем дошкольном возрасте обусловлено возникновением и
развитием критического отношения к речи, стремления говорить точно,
грамотно. Стремление к правильности начинает проявляться во всех сферах
грамматики - морфологии (точном формообразовании, усвоении многообразия
форм: столов, стульев, чулок, носков, ключей, этажей, карандашей),
словообразовании (для хлеба - хлебница, для кофе - кофейник, для соли -
солонка), синтаксисе (преодолении конструкций разговорной речи:
нанизывания предложений при помощи многократного употребления союза «и»,
смешения в одном предложении прямой и косвенной речи и др.).
Стремление к грамматической правильности
речи более характерно для седьмого года жизни. Пятилетний дошкольник
все еще с упоением обыгрывает грамматические формы, и именно это
экспериментирование со словом создает предпосылки для последующего
грамматически правильного оформления речи.
Развитие словаря, воспитание звуковой
культуры речи, формирование грамматической правильности тесно связаны с
усвоением способов построения связной речи (средств связи предложений
при помощи союзов, местоимений, лексических повторов, синонимов;
структуры описания, повествования, рассуждения).
Развиваясь в недрах диалогического
общения, в связи с выполнением в нем многообразных функций
(коммуникативной, планирующей) все стороны речи находятся в прямой
зависимости от формирования языкового сознания и нуждаются для этого в
определенных формах общения ребенка со взрослым. Такое общение
направлено на познание не только внешнего мира и другого человека, но и
самого языка, его строения и функционирования.
Индивидуальные особенности речевого
развития выражаются как в проявлениях общительности, так и в темпах
овладения языком и связной речью. Большинство детей любит комментировать
свои действия, привлекать к себе внимание окружающих. У некоторых детей
при этом речевое общение вступает в противоречие с практической
деятельностью, и в результате такой говорливый ребенок отстает в
выполнении работы от остальных детей группы. Менее общительные дети
меньше говорят, но, как правило, быстрее и правильнее справляются с
решением практических задач.
Могут различаться сроки возникновения и
продуктивность связной речи. При раннем типе речевого развития
рассказывание без специального обучения появляется в четыре-пять лет.
Дети пересказывают волшебные сказки, былины, сочиняют оригинальные
истории, действуя с игрушками. Нормально, если ребенок в семь лет может
самостоятельно рассказать знакомую традиционную сказку («Волк и семеро
козлят», «Лиса, заяц и петух» и др.), составить небольшое устное
сочинение по набору игрушек, по картинке.
|