В дошкольном возрасте продолжают совершенствоваться движения, развивается естественная двигательная активность детей.
В работах Д. М. Шептицкого определены
суточные объемы ходьбы и бега у детей 5-7 лет. Для мальчиков они к 5
годам оказались равными 7,1 км, а в возрасте 6-7 лет - 9 км. У девочек
выявлены более низкие показатели - соответственно 6,4 и 7,7 км.
Обнаружены и сезонные различия: весной и летом дети двигаются больше,
чем зимой и осенью.
Замечено, что двигательная активность
детей в семье и детском учреждении почти одинакова, но качество
движений в семье по достижении 3-летнего возраста несколько снижается.
За период от 3 до 7 лет развивается и укрепляется весь организм ребенка.
К 4 годам дети хорошо
ходят и бегают, движения рук свободные, они умеют координировать работу
рук и ног, при ходьбе не шаркают ногами. Они могут энергично отталкивать
мяч при катании или ловить, не прижимая его к груди, а также бросать
мяч двумя руками.
У детей достаточно хорошо развито
чувство равновесия, они прыгают, мягко опускаясь на полусогнутые ноги, а
при подскоках на месте отрывают обе ноги от пола. Многие движения дети
выполняют совместно в общем для всех темпе или сдерживают движение по
сигналу.
Четырехлетние дети очень любят лазание,
прыжки, с удовольствием пролезают в обруч, влезают на заборчик,
гимнастическую стенку высотой до 1,5 м и спускаются с них, прыгают в
длину с места на расстояние 10-15 см.
К 5 годам у детей
продолжает вырабатываться правильная осанка: во время ходьбы и бега они
не опускают голову, спину держат прямо, движения ног и рук достаточно
хорошо координированы.
Дети уже могут не только ходить, но и
бегать по кругу, взявшись за руки, двигаются на носках или, подпрыгивая
на двух ногах, двигаются вперед на 1,5-2 м. Они безбоязненно спрыгивают с
высоты 15-20 см.
К 6 годам движения
детей становятся все более энергичными и точными, приобретают легкость и
изящество. Дети увлеченно прыгают с разбега в высоту и длину, при
метании энергично замахиваются и бросают предметы.
Они умеют уже ловить мяч одной рукой, ходить боком по скамейке, подпрыгивать на месте, чередуя ноги.
К 7 годам основные
движения у детей настолько совершенствуются, что они могут быстро
перестраиваться во время движения и на месте, равняться в колонне,
шеренге, круге, а также выполнять упражнения ритмично, в указанном
темпе.
В этом возрасте дети любят кататься на
санках, самостоятельно скользят на ногах по ледяным дорожкам, достаточно
быстро ходят на лыжах, поднимаясь и опускаясь с невысокой горки. Многие
из детей не только скользят на коньках, но и занимаются фигурным
катанием.
Летом 6-7-летние дети без помощи
взрослого катаются на педальных автомобилях, самокатах и даже на
двухколесных велосипедах. Большая радость для дошкольников - поиграть и
поплескаться в мелком ручейке, реке или бассейне. Многие дети пытаются
плавать без поддержки. В этом возрасте дошкольники играют в городки,
бадминтон, настольный теннис.
В дошкольные годы интенсивно развиваются и тонкие движения пальцев рук.
В 3-4-летнем возрасте дети любят заниматься строительным материалом,
играть песком, снегом, водой, самостоятельно приводят в движение
забавные игрушки (ходячий ослик, клюющие куры и др.), овладевают
элементарными способами рисования, лепки, наклеивания аппликации.
К 5 годам постройки
детей отличаются более тщательным выполнением и интересным замыслом.
Дети любят заниматься с природным материалом (береста, желуди, шишки и
др.), соединяя их затем в оригинальные поделки.
К 6 годам движения
пальцев уже настолько развиты, что ребенок может самостоятельно
ножницами вырезать из бумаги различные формы - прямоугольные, свальные,
круглые; лепить из глины посуду, фигуры человека и животных, свободно
рисовать карандашами и красками.
К 7 годам дети
достаточно хорошо овладевают умениями работать с бумагой, картоном,
тканью, деревом: умеют склеивать, делать игрушки, пособия, вдевать нитку
в иголку, пришивать пуговицу, пользоваться молотком и пилой. В
дошкольном возрасте многие дети начинают обучаться игре на музыкальных
инструментах.
Дети любят подвижные игры и различные
физические упражнения, стараются подражать взрослым и старшим детям.
Дошкольники знают многие виды спорта, фамилии знаменитых спортсменов.
Однако, увлекаясь подражанием, они еще не умеют правильно дозировать
свои силы, нервная система их достаточно возбудима, а желания не всегда
соответствуют возможностям.
|