В старшем дошкольном возрасте изменения
основных показателей физического развития протекают менее согласованно и
плавно, чем в предыдущем возрастном периоде.
Совершенствуются основные нервные
процессы, существенно улучшается их подвижность, уравновешенность,
устойчивость. Однако еще остаются достаточно выраженными относительно
быстрая функциональная истощаемость нервных клеток и развитие
охранительного торможения при перегрузках.
Происходит дальнейший рост и развитие
всех органов и физиологических систем. Изменяется форма грудной клетки,
завершается процесс ее формирования и окостенения, устанавливается
грудной тип дыхания. Изменяется соотношение размеров головы и туловища -
оно приближается к соотношению этих показателей у взрослых. Существенно
увеличивается длина верхних и нижних конечностей, начинается сращение
тазовых костей, появляются точки окостенения в позвонках, формируется
осанка - к семи годам у детей четко выражены изгибы в шейном и грудном
отделах позвоночника.
В этом возрасте более развитыми
оказываются те группы мышц, которые активнее действуют в обыденной
деятельности детей. Это, прежде всего, группы мышц, обеспечивающие
вертикальное положение тела, ходьбу, бег и другие, жизненно важные
движения. Все крупные мышцы туловища и конечностей отличаются слабым
развитием связочных отделов. Относительно мало развиты мелкие мышцы шеи,
груди, поясницы, кисти руки, некоторые мышцы и связки позвоночного
столба. Это создает предпосылки для возникновения при неблагоприятных
условиях деформаций позвоночника.
Высокая потребность в движениях у детей
шести-семи лет сохраняется. Двигательная активность становится все более
целенаправленной, отвечающей индивидуальному опыту, интересам и
желаниям. Вынужденную гиподинамию при длительном просмотре телевизионных
передач, видеофильмов, на занятиях, во время компьютерных игр они
компенсируют последующим увеличением количества и интенсивности
движений.
В этом возрастном периоде не наблюдается
резкого увеличения количественных показателей двигательной активности.
Средние показатели двигательной активности детей пяти-семи лет за время
пребывания в дошкольном учреждении составляют 13-17,5 тысячи движений;
интенсивность колеблется в пределах 55-70 движений в минуту,
продолжительность достигает 4,5 и более часов. Отмечаются циклические
изменения двигательной активности детей в течение суток, недели, а также
в разные периоды года. Заметная разница в характере двигательной
активности мальчиков и девочек в процессе самостоятельной игровой
деятельности, отмечавшаяся на пятом-шестом году жизни, к концу
дошкольного детства сглаживается.
Движения старших дошкольников становятся
все более осмысленными, мотивированными и управляемыми. Но в целом в
характере двигательной активности детей сохраняются еще черты, типичные
для предыдущих возрастных периодов,- высокая эмоциональная значимость
процесса деятельности для ребенка, неспособность завершить ее по первому
требованию, нежелание выполнять действия, лишенные непосредственного
интереса, направленные на достижение отдаленного результата. В то же
время у детей повышается способность к произвольной регуляции
двигательной активности. Они могут заставить себя преодолевать
определенные трудности при выполнении сложных двигательных заданий.
В движениях дети познают себя, свое
тело, знакомятся с его строением, свойствами, возможностями, узнают о
способах перемещения в пространственно-временной среде окружающего
предметного мира.
Старшие дошкольники обладают достаточным
запасом двигательных умений и навыков и осознанно пользуются ими в
своей деятельности. Движения детей приобретают слаженность, уверенность,
стремительность, легкость.
Происходит совершенствование
приобретенных ранее двигательных качеств и способностей. Наиболее
значимыми для всестороннего развития физических возможностей детей
старшего дошкольного возраста являются скоростно-силовые и
координационные способности (ловкость), гибкость и выносливость.
У старших дошкольников все показатели
ловкости в значительной мере улучшаются. Дети быстро и без особых
трудностей овладевают новыми, все более сложными по координации
движениями; умеют действовать рационально, проявляя находчивость; быстро
приспосабливаются к изменяющейся ситуации, деятельности, добиваются
четкости в решении двигательных задач, точности воспроизведения
пространственных, временных и силовых параметров движений; становятся
способными к более сложным ориентировкам в окружающей обстановке,
сохранению устойчивых положений тела в трудных, вариативных условиях
двигательной деятельности.
Организм дошкольников лучше подготовлен к
проявлению скорости и гибкости по сравнению с силой и выносливостью.
Гибкость к семи годам значительно увеличивается: больше становится
амплитуда движений, процессы напряжения и расслабления работающих мышц
становятся более слаженными. Высокая подвижность суставов у детей
обусловлена эластичностью мышц, сухожилий, связок.
У детей пяти-семи лет отмечаются высокие
темпы прироста показателей, характеризующих быстроту движений, времени
двигательной реакции, скорости однократных движений, частоты
повторяющихся движений. Дошкольники хорошо приспособлены к недлительным
скоростно-силовым динамическим действиям, которые составляют основное
содержание их игр.
Несмотря на то, что старшие дошкольники
сильнее младших, их силовые возможности еще весьма ограниченны.
Отмечается значительный естественный прирост физической
работоспособности и выносливости. Дети становятся способными к
достаточно продолжительной двигательной деятельности разной
интенсивности.
К семи годам у большинства мальчиков и
девочек появляется устойчивое стремление к участию в совместных
подвижных играх и физических упражнениях. Они охотно объединяются по
интересам и длительное время играют, взаимодействуя для достижения цели в
соответствии с принятыми на себя ролями и подчиняясь правилам игры. Со
взрослыми и сверстниками устанавливаются отношения сотрудничества и
партнерства.
|