Дошкольный возраст чрезвычайно
благоприятен для становления певческого голоса. Певческие навыки,
которые ребенок приобретает легко и быстро, взрослому даются с трудом.
Об этом свидетельствуют научные исследования и данные педагогической
практики.
Кроме того, в процессе традиционного
разучивания песен, когда педагоги работают фактически только над
чистотой интонирования и не занимаются собственно постановкой голоса, у
детей стихийно формируются неверные певческие механизмы, плохо
поддающиеся перестройке. Хор в детском саду традиционно строится без
учета природных типов певческих голосов детей, в то время как эти типы
слышны уже в криках новорожденных младенцев. Со всем этим связаны
отрицательные характеристики звучания певческих голосов
детей-выпускников детских садов, недостатки в интонировании мелодии
голосом, большое число детей с низким уровнем глухо-вокальной
координации.
У детей трех-пяти лет еще не
сформированы ни вокальные связки (которые как таковые возникают лишь к
шести годам и доразвиваются к двенадцати), ни способность к чистому
интонированию мелодии голосом. Певческий голос у большинства детей очень
слаб, часто с хрипотцой, дыхание короткое. Лишь у некоторых
дошкольников, от природы поющих в высокой позиции, голос чистый,
полетный. Артикуляция в пении (речи) у большинства детей нечеткая,
некоторые звуки отсутствуют вообще.
Подавляющее большинство детей четвертого
года жизни находятся на начальных (первых трех) этапах становления
интонирования мелодии голосом:
• примерно четвертая часть детей не интонирует вообще (1-й этап); • большинство детей либо интонирует один-два звука мелодии, пропевая на них всю песню (2-й этап); • либо воспроизводит только общее направление движения мелодии (3-й этап).
В конце четвертого и на пятом году жизни у детей происходит качественный скачок в развитии интонирования.
Уже на четвертом году жизни выявляется
тип певческого голоса: высокий, средний и низкий, причем у большинства
детей - средний. Результаты первичной диагностики типа звучания
певческого голоса, основанной на определении тембра, общего и примарного
(зона наиболее свободного и красивого звучания) диапазонов, не могут
рассматриваться как окончательные. В процессе занятий может произойти
коррекция этих результатов.
К пяти годам ребенок:
• владеет определенным объемом движений и ощущений, необходимых для резонансного пения; • владеет достаточно четкой артикуляцией в пении; • с удовольствием поет несложные песни в удобной тесситуре и небольшом диапазоне; • благодаря относительной свободе звукоизвлечения может исполнить их выразительно и музыкально; • приобрел правильное положение корпуса в пении, привычку распределять дыхание.
|