В основе программы по музыкальному
воспитанию детей дошкольного возраста лежат: логика развития системы
музыкальности и входящих в нее музыкальных способностей и логика
становления видов музыкальной деятельности. Они, естественно,
взаимосвязаны и не существуют одна без другой.
В программе представлены все пять
традиционных видов музыкальной деятельности детей: слушание музыки,
музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах и
музыкальная игра-драматизация.
Музыкальный репертуар программы включает
в себя, прежде всего, классическую музыку разных эпох и стилей,
фольклор и современную музыку.
В период от трех до пяти лет для
большинства детей характерен высокий уровень эмоциональной отзывчивости
на музыку, что делает этот возраст чрезвычайно благоприятным для занятий
ею.
Интонационно-слуховой опыт уже
достаточен для элементарного определения настроения музыкального
произведения и даже его жанра (марш, песня и танец - «три кита», по Д.
Б. Кабалевскому). Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко
контрастные по настроению музыкальные пьесы (веселая - грустная музыка),
а из «трех китов» лучше всего определяют марш. При этом большинство из
них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной
выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп, реже - тембр
или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка - значит,
веселая», «медленная - значит, грустная». В дальнейшем по мере
музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают
ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной
выразительности.
На пятом году жизни у наиболее
продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок
в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной
музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться
на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит
к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее
индивидуальной интерпретации. На смену бедным, односложным ответам
приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально
окрашенные.
К пяти годам ребенок:
• приобрел определенный круг
представлений об эстетическом в окружающем мире; ярко, эмоционально
реагирует на красивое-некрасивое в нем;
• имеет опыт восприятия литературных
произведений: может ответить на вопросы по содержанию хорошо знакомых
сказок, восстановить их сюжет по картинкам; начинает фантазировать на
основе литературных образов и использовать их в игре;
• приобрел небольшой опыт восприятия
произведений изобразительного искусства, познакомился с основными его
видами; в собственной изобразительной деятельности создает
индивидуальные образы, которые отличаются декоративностью и
эмоциональным отношением, выраженным в цвете, графике, композиции;
• научился достаточно внимательно
слушать музыку, эмоционально реагирует на нее, может определить общее
настроение музыкального произведения и его жанр (марш, песня, танец);
• может музыкально и достаточно
пластично воспроизвести некоторые виды основных движений (шага, бега,
прыжков) и общий рисунок танцевальных; в танцах становится элементарно
выразительным; с удовольствием придумывает движения, соответствующие
настроению музыки и сюжету этюда или игры;
• может спеть простую песню в удобной,
соответствующей его голосу тональности; интонирует общее направление
движения мелодии, чисто поет отдельные ее отрезки (с аккомпанементом);
• овладел различными способами игры на
ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах; научился
играть в ударном оркестре, воспроизводя общий характер музыкального
произведения, его тембровые и динамические краски, метрическую
пульсацию;
• с большим интересом и желанием
участвует в музыкальных играх-драматизациях; берет на себя роль того или
иного персонажа и музыкально действует в образе, внося элементы
творчества в его двигательные и интонационно-речевые характеристики.
|