Музыкальная игра-драматизация -
уникальный по своим развивающим возможностям синтетический вид детской
деятельности. Он может объединять в себе музыкальное движение, пение,
игру на детских музыкальных инструментах, художественное слово, мимику и
пантомиму, подчиняя их главной задаче - созданию художественного
образа. Это комплексное, иногда совместное со взрослыми, игровое
действие детей, в котором происходит общение, опосредованное ролью и
музыкой.
Музыкальная игра-драматизация -
переходная форма от игры к спектаклю, искусству театра. Близость к игре -
ведущему виду деятельности ребенка-дошкольника, характерное для нее
перевоплощение в образ того или иного персонажа создают особо
благоприятные условия для творчества детей и проявления их
индивидуальности.
Дети хорошо включаются в игру, «входят в
роль», переносят элементы музыкального спектакля в самостоятельную
деятельность, продолжая жить в образе. В то же время, в отличие от игры,
музыкальная игра-драматизация - специально организованный взрослыми вид
детской деятельности, результат которой (поставленный спектакль)
рассчитан на показ другим людям.
Этот вид музыкальной деятельности не
только обладает большим развивающим потенциалом, но и служит
великолепным средством коррекции личности. Многие «зажатые» дети именно в
нем проявляют себя неожиданно свободно. Это, по-видимому, объясняется
тесной связью игры-драматизации с игрой и ролью как средством
психологической защиты.
В период от трех до пяти лет в структуре
формирования сюжетно-ролевой игры у детей появляются и развиваются
игровые и ролевые действия, умение играть совместно и принимать
воображаемую ситуацию, что служит необходимым фундаментом для
становления игры-драматизации.
Детям четвертого года жизни легче
сыграть ту или иную роль, если они исполняют ее все вместе; на пятом
году они могут делать это в условиях малой группы (два-три человека), а к
концу младшего дошкольного возраста достаточно уверенно действуют
«соло».
Уровень развития у детей речи,
невербальных средств коммуникации (мимики, пантомимы), музыкальных
способностей, степень овладения каждым видом музыкальной деятельности
позволяют младшим дошкольникам осваивать этот сложный вид музыкальной
деятельности и реализовывать себя в нем.
К пяти годам ребенок:
• с большим желанием участвует в
музыкальной игре-драматизации, легко решает простые игровые задачи,
следит за развитием сюжета и вовремя включается в действие; • может играть ту или иную роль индивидуально; • вносит элемент творчества в ролевое поведение, музыкальное движение, речевое интонирование; • относительно свободно ориентируется в пространстве «сценической площадки»; • достаточно музыкально и выразительно двигается, поет, танцует в соответствии с образом и характером музыки.
|