Этот вид музыкальной деятельности
доставляет детям большую радость, привлекает их к музыке, способствует
общению друг с другом. Если игра на детских музыкальных инструментах
построена на слуховой, т. е. собственно музыкальной, основе, как
деятельность подбора по слуху, в ней развивается вся система музыкальных
способностей, в первую очередь - тембровый и мелодический слух и
чувство музыкального ритма.
У детей младшего дошкольного возраста
уже достаточно развит тембровый слух, что позволяет хорошо
ориентироваться в тембровом разнообразии звучания инструментов и
контрастных регистрах. Высокая степень развития динамического слуха
делает возможным воспроизведение на детских музыкальных инструментах не
только контрастных степеней громкости (форте и пиано), но и тонких
переходов между ними.
В системе чувства музыкального ритма у
детей в наибольшей степени представлено чувство темпа. При этом они
успешнее всего справляются с воспроизведением относительно быстрого
темпа, а затем и со средними его градациями.
На пятом году жизни характерным для
детей является равномерный тип решения ритмических задач. Они могут
воспроизвести в ударном оркестре метрическую пульсацию, которая является
«канвой» ритмического рисунка. Последний в этом возрасте становится
доступным детям, однако соединить его с мелодической линией песен и пьес
им сложно. Поэтому в деятельности подбора по слуху выделяется
специальная, ритмическая ступень, на которой дети, играя в ударном
оркестре, овладевают ритмическим рисунком.
В целом в младшем дошкольном возрасте
деятельность подбора музыки по слуху в своем формировании проходит две
первые ступени - ориентировочно-тембровую и ритмическую, которые
предшествуют становлению мелодической ступени в старшем дошкольном
возрасте.
Подбор по слуху развивает у детей
творческий, продуктивный компонент музыкального мышления, без которого
невозможно музыкальное творчество. Основной вид музыкального творчества в
дошкольном детстве - импровизация. На четвертом году жизни большинство
детей находятся на первом, ориентировочно-тембровом этапе развития
инструментальной импровизации, на котором ребенок исследует клавиатуру
инструмента, прислушиваясь к тембрам его звучания. В его импровизациях
пока отсутствуют четкие ритмические и законченные мелодические
структуры.
На пятом году жизни большинство детей
переходят на ритмический этап развития импровизации, который
характеризуется разнообразием и богатством ритмических структур,
интересно объединяемых детьми в построениях. К пяти годам ребенок:
• овладевает способами игры на
различных по тембру ударных и звуковысотных детских музыкальных
инструментах, знает их названия;
• может сопоставить тембры звучания
исполняемой пьесы с тембрами имеющихся музыкальных инструментов и
выбрать наиболее подходящие для аккомпанемента и «соделывания» музыки;
• может играть в деревозвучных,
металлозвучных и смешанных составах ударных ансамблей и оркестре детских
музыкальных инструментов под аккомпанемент музыкального руководителя
или фонограмму;
• овладевает равномерной метрической
пульсацией; может эмоционально и легко воспроизводить простые
песенки-ритмы на фортепиано и различных детских музыкальных
инструментах;
• начинает овладевать деятельностью подбора мелодий по слуху;
• начинает импровизировать на детских музыкальных инструментах.
|