Эстетическое отношение к миру у старшего
дошкольника становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии
не только воспринимать красоту, но и в какой-то мере создавать ее.
Ребенок может сконструировать из
лоскутков интересный по цветовым сочетаниям наряд для куклы, ухаживает
за красивым цветком, чтобы он не завял, вносит свою лепту в интерьер
комнаты, вешая на стенку свой лучший рисунок.
Все более осознанно старший дошкольник
строит свои отношения со сверстниками и взрослыми, стремится сделать их,
как можно более красивыми, соответствующими воспринятым этическим
нормам.
Художественное развитие в этом возрасте
характеризуется более высокой степенью овладения различными видами
деятельности и появлением более сложных компонентов в системе
художественных способностей. Так, формируется способность к восприятию и
воспроизведению ритмического рисунка музыки; возникает
интонационно-мелодическая ориентация музыкального восприятия; в
музыкальных импровизациях детей появляются законченная мелодия и форма.
В дизайн-деятельности у ребенка
развиваются чувство материалов и декоративности, пространственное
воображение, закладываются предпосылки проектно-художественного
мышления.
Старшие дошкольники посещают музеи
изобразительного искусства, знакомятся с их экспозициями и отражают в
своем творчестве полученные там яркие впечатления.
У ребенка развивается воображение, и к 4
годам он уже может создать на основании словесного описания образ
предметов и воспроизвести их в рисунке, лепке. Но для детей характерны
быстрые переходы от рисунка к игре и образ, возникший в рисунке, может
быстро исчезнуть - ребенок заштриховывает изображение и объясняет, что
ежик в лес убежал.
В этом возрасте дети уже различают и
называют 6 цветов: красный, черный, синий, зеленый, желтый, белый и
оттенки - розовый, голубой и др. Рисуя мячик, баранку, шарик, они
стараются эти же предметы вылепить из глины. Готовые формы, вырезанные
из бумаги, наклеивают на полоску бумаги.
Дети все больше прислушиваются к музыке,
пению, быстро запоминают понравившиеся мелодии, иногда подражают пению
взрослых. Они с удовольствием и быстро реагируют на ритм и делают
движения, соответствующие характеру музыки (пляска, маршевая ходьба),
легко делают образные движения («птички летают», «зайчики прыгают»).
К 5 годам у детей
продолжают развиваться эстетические чувства, у них повышается
способность переживать содержание песен, в рисунке передавать красоту
цвета («красивое платье у куклы»), а в аппликациях располагать из
готовых форм узоры («коврики»).
Дети внимательно и заинтересованно
слушают музыку, могут заплакать, услышав грустную песню, выразительно
поют, узнают песни по мелодии без слов и даже учатся играть на
металлофоне.
Они могут выполнять элементарные
танцевальные движения: ставить ногу на пятку, притоптывать одной ногой,
хлопать в ладоши и по коленям, а также вращать кисти рук, кружиться по
одному и в парах.
К 6 годам восприятие
принимает более целенаправленный характер: дети уже подолгу
рассматривают изображение или предмет, обращая внимание на детали, на
которые им указывает воспитатель.
Они пытаются рисовать с натуры цветы,
овощи, деревья, дома, автомобили, а в декоративных рисунках при помощи
прямых и волнистых линий изображать узорчики. С одинаковым удовольствием
дети рисуют карандашами и красками.
В лепке они применяют различные способы:
лепят из отдельных деталей, скрепляя их потом палочками, а также и
скульптурно из одного куска пластилина или глины, сглаживая пальцем
поверхность формы. В рисунке и лепке дети пытаются передавать движение
предметов: «кукла танцует», «птичка летит». В этом возрасте развивается
творческая выдумка, дети могут делать несложные игрушки-самоделки из
цветной бумаги, пробки, шишек и т. д.
У детей продолжают развиваться
музыкальные способности, творческая активность, они с интонацией поют
песни, импровизируют плясовые движения.
К 7 годам дети
достаточно тонко замечают характерные признаки предметов, называют
форму, оттенки цветов (темно-серый, светло-красный), различают и
называют цвета спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой,
синий, фиолетовый. При рисовании часто используют сюжеты сказок и
литературных произведений, любят лепить по типу народных глиняные
игрушки и раскрашивать их.
Из бумаги они вырезают несложные
силуэтные изображения птиц, зайца, елки, а также выполняют коллективно
крупные аппликации - букеты цветов, рыбки в аквариуме. Конструируя из
бумаги, картона, дерева, дети могут научиться делать игрушки для игры с
водой, с ветром (лодочки, вертушки).
Продолжается развитие музыкального вкуса
детей. Теперь они с удовольствием и внимательно слушают произведения
классиков, вокальную и инструментальную музыку (фортепиано, скрипка,
аккордеон), хоровое пение взрослых (народные, революционные, современные
советские песни), различают и называют танец, колыбельную, марш. Они
овладевают достаточно сложными движениями в танце (вальс).
В этом возрасте многие дети учатся исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах индивидуально и в ансамбле.
Однако следует предостерегать детей от
слушания современной громкой музыки, даже увлечение портативными
магнитофонами со стереонаушниками может привести к преждевременной
глухоте. Некоторые образцы звукозаписывающей техники рассчитаны на
мощность звука, намного превышающую уровень шумов, разрешенный на
промышленных предприятиях. Громкая электронная музыка не только
перевозбуждает ребенка, оглушает его, но и затрудняет восприятие более
сложной классической музыки, что отрицательно влияет на его эстетическое
развитие.
|