Конструирование -
важнейший для дошкольника вид продуктивной деятельности по моделированию
как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов. В
процессе конструирования у детей на протяжении всего дошкольного
возраста формируется универсальная способность построения любой детской
деятельности (изобразительной, речевой, музыкальной и т. п.) - создание
целостности из разных единиц (слов, предметов, звуков и др.) и разными
способами (комбинирование, изменение пространственного расположения).
Существуют разные виды конструирования
(из строительного материала, бумаги, природного материала и др.), каждый
из которых имеет свою специфику, определяющуюся, прежде всего,
материалом. Специфика материала определяет тип деятельности: техническая
(структурно-моделирующие реально существующие или придуманные объекты) и
художественная (передающее отношение ребенка к образу, его собственное
видение, которому подчиняется процесс конструирования).
У трехлетних детей конструирование еще
слито с игрой, им присуще так называемое сюжетное конструирование:
строят кроватку и укладывают кукол спать; делают «дорожку», чтобы куклы
по ней гуляли, и т. п.
Экспериментируя с разными материалами
(строительными деталями, деталями конструкторов, бумагой, природным
материалом) и не ставя целью создание конкретного объекта, дети
постепенно узнают их свойства, в том числе и конструктивные (получение
объемных форм из бумаги путем ее сминания, складывания; широкие детали -
хорошая основа для конструкции; отдельные детали можно соединять,
используя разные способы крепления, и получать разные конструкции и т.
п.).
На этом этапе конструирование начинает
отделяться от игры: дети постепенно начинают представлять будущую
конструкцию, создавать замысел, искать способы его исполнения, и это
становится важным моментом их развития.
Основу деятельности детей составляет как
подражание (конструирование по образцам), так и самостоятельная
деятельность с элементами творчества. Ближе к пяти годам дети могут
конструировать уже по условиям, задаваемым взрослым (например, «Построй
гараж с двумя воротами для определенных машин»), и по собственному
замыслу, моделируя как реально существующие объекты, так и придуманные
самими детьми.
У детей начинают формироваться
простейшие обобщенные способы построения образа: пространственное
изменение деталей, целостной основы будущей конструкции или отдельных
частей по отношению друг к другу. По-разному располагая один и тот же
природный материал, они могут увидеть с помощью взрослых разные образы.
Дети могут овладеть простейшими
обобщенными операциями (складывать, сминать, рвать, надрывать, резать),
способами конструирования из бумаги (складывание квадратного листа по
диагонали и пополам) и использовать их при изготовлении разных игрушек.
Конструирование у старших дошкольников
может быть самостоятельным и творческим. Дети могут создавать достаточно
сложные конструкции по замыслу взрослых и по собственному замыслу:
выбрать тему, материалы, способы конструирования, планировать и
контролировать этапность своих действий. В этом возрасте у детей могут
сформироваться более сложные (по сравнению с предыдущим возрастом)
обобщенные способы конструирования из деталей конструкторов, из бумаги,
природного и других материалов, что позволяет им конструировать
самостоятельно и творчески, создавать оригинальные образы, в том числе и
художественные, как с опорой на наглядность, так и на основе разных
ассоциаций (прослушанной сказки, увиденного фильма, игры, экскурсии на
природу, в музей, участия в какой-то жизненной ситуации и т. п.). При
этом они используют специфику материала: цвет, форму, фактуру, размер,
подчеркивая этим характер создаваемого образа.
Старшие дошкольники с удовольствием
конструируют по собственным замыслам, как отдельные объекты, так и
включенные в общий сюжет, из различных материалов моделируют необходимые
для игры атрибуты, создают костюмы для карнавала, театрального
представления и т. п.
|