Подрастающий ребенок не только быстро
меняется внешне, но он еще и быстро обретает новые навыки. Маме кажется,
что еще вчера ее малыш был полным неумехой, а уже сегодня он умеет
многое.
Что же должен уметь нормально развивающийся четырехлетний ребенок?
• очень уверенно ходить. При ходьбе ребенок практически не падает (если только по невнимательности за что-нибудь не запнется);
• достаточно уверенно бегать.
Ребенок бегал и раньфше, но раньше он часто падал, теперь же все реже, а
если и падает, то, как правило, не сильно ушибается. С ребенком этого
возраста уже интересно играть в догонялки - ребенок бегает не только по
прямой, но и делает броски в стороны, может уворачиваться. По прямой
ребенок может без отдыха пробежать довольно много - около 150 метров
(иные дети и больше); мама, однако, не должна без особенной
необходимости позволять малышу бегать так много, потому что
продолжительный бег - большая нагрузка на сердечнососудистую систему;
• хорошо владеть своим телом (хотя
его навык владения телом еще весьма далек от совершенства). У ребенка
не вполне развито чувство равновесия - если предложить четырехлетнему
малышу пройти по узенькой доске или по бревнышку, он, конечно, пройдет,
но очень неуверенно;
• ловко прыгать. Ребенку
этого возраста легче даются прыжки вперед и труднее - в стороны. Малышу
не составляет труда перепрыгнуть через какой-нибудь невысокий предмет,
он легко спрыгнет со ступеньки или запрыгнет на нее, однако, ребенку
этого возраста еще не хватает ловкости прыгать через скакалку;
• легко и с удовольствием кувыркаться.
Ребенок кувыркается дома на ковре или на диване, а летом, оказавшись на
улице, он не упускает возможности покувыркаться в траве;
• ловко лазать по «шведской» стенке - с одинаковой ловкостью ребенок поднимается по этой стенке и опускается по ней;
• может уверенно сидеть на узле каната,
раскачиваться на канате, крутиться на нем. Однако ребе¬нок еще не может
подниматься по канату, поскольку его руки еще недостаточно сильны;
• во всем ребенок стремится подражать маме и папе, другим взрослым людям; многие его игры (главным образом, ролевые) построены именно на подражании;
• знает несколько сотен слов. Разговаривая
со взрослыми, понимает не только смысл, вкладываемый в слова, но и
интонации (ребенок хорошо чувствует интонации одобрения, недовольства,
иронии, обиды, раздражения, грусти);
• может продемонстрировать хорошую память: отлично помнит все, что ему говорили мама, папа и другие члены семьи, легко запоминает стихи и слова из других языков;
• если и путает единственное число со множественным,
а мужской род с женским, то очень редко. Зато он часто путает временные
понятия и про «завтра» может говорить как про «вчера», также бывает
путаница в понятиях «завтрак» и «ужин»;
• быстро совершенствуется в навыке рисования.
Ребенок, разрисовывавший прежде альбомы исключительно каракулями, уже
способен свести концы круга - хотя круг, который у него получается,
очень трудно назвать совершенным. В некоторых рисунках малыша
угадываются треугольники, прямоугольники, квадраты или ромбы. Более
сложные рисунки ребенку не по силам - он еще не рисует человечка,
собачку, домик;
• предпочитает искать для игры компанию,
хотя с интересом может играть и в одиночестве. Если ребенок играет с
другим малышом, то в возникающих конфликтных ситуациях демонстрирует
готовность уступить - эта готовность говорит о том, что ребенок уже
может относиться к себе критически, и что он дорожит отношениями с
другим ребенком, дорожит совместной игрой;
• с готовностью исполняет поручения мамы и папы.
Выполнив же поручение, он исполнен гордости, с удовольствием
выслушивает похвалы (в этом возрасте похвала становится для него большим
стимулом).
|