Ребенок, которому исполняется пять лет, должен демонстрировать следующие навыки:
• уметь пробежать без остановки
(причем, довольно быстро) от 200 до 300 метров. Нормально развивающийся
ребенок этого возраста может бегать не только по ровной площадке, но
также и по пересеченной местности, довольно ловко обегая бугры и кочки,
уверенно перепрыгивая через ямки и канавки;
• хорошо играть с мячом.
Дети этого возраста в большинстве своем очень любят играть в мяч - они
достаточно хорошо его ловят, весьма точно бросают. Если нужно пнуть мяч,
ребенок делает это уверенно, промахивается редко;
• демонстрировать весьма хорошую скоординированностъ движений - это говорит о хорошем развитии не только крупных мышц, но и мелких;
• может с закрытыми глазами дотронуться пальцем до макушки, до кончика носа, до уха, плеча, колена;
• хорошо сохранять равновесие: ходить по узкой доске, по бревнышку так же ловко, как прошел бы взрослый человек;
• прыгать намного увереннее, чем прежде:
одинаково легко прыгать и вперед, и назад, и в стороны, перепрыгивать
через один или несколько невысоких предметов, через яму, канаву, через
ступеньку;
• умеет прыгать на одной ноге. Девочки этого возраста уже много времени проводят за игрой в классики; многие пятилетние дети уже осваивают скакалку;
• не только ходить по лестнице, но и бегать по ней вверх или вниз, не держась за перила;
• уверенно чувствовать себя на «шведской» стенке;
• немного подниматься по канату с помощью рук и ног. И руки, и ноги у него для этого уже достаточно сильны, кроме того, он уже хорошо владеет своим телом;
• хорошо контактировать не только с детьми,
но и со взрослыми людьми - с друзьями родителей, с соседями и др.
Доминирующее настроение ребенка этого возраста - бодрое, веселое. Если
ребенок не болен и кем-нибудь не обижен, то он демонстрирует оптимизм,
радуется жизни, постоянно стремится помочь маме или папе, бабушке или
дедушке. Если между ребенком и кем-нибудь из взрослых возникает
конфликтная ситуация, ребенок в большинстве случаев проявляет готовность
уступить, быстро идет на компромисс, не упрям.
• запоминать новые слова,
расспрашивать взрослых о значении новых слов. Словарный запас
пятилетнего ребенка уже весьма внушительный - это помогает ребенку ясно
излагать свои мысли, достаточно точно говорить о своих впечатлениях
(такие понятия, как «вчера» и «завтра», «завтрак» и «ужин», ребенок уже
не путает, а если и ошибется, то сам замечает и исправляет ошибку;
• быстро разучивать стихотворения и песни.
Примечательно, что ребенок этого возраста может запоминать даже стихи,
содержания которых не понимает (поэтому его можно назвать зубрилкой);
• с легкостью запоминать слова из других языков. Поэтому он уже вполне может изучать иностранные языки - ему по силам выучить стихотворение или песенку на другом языке;
• хорошо, с интересом играть в одиночестве, но
с наибольшим интересом играть в компании нескольких детей. Особенно
интересны ребенку этого возраста ролевые игры (учитель и ученики,
продавец и покупатели, командир и солдаты и т.п.) - в ролевые игры
пятилетние дети готовы играть часами. Дети устанавливают довольно
сложные правила игры и не нарушают их. Большое удовольствие доставляет
ребенку участие в представлениях домашнего театра, домашнего кукольного
театра.
|