К этому занятию ваш ребенок, возможно,
уже хорошо выделяет непосредственно воспринимаемые глазами признаки и
качества предметов - цвет и размер. Однако есть еще ряд признаков
(свойств) предметов, которые воспринимаются человеком не непосредственно
через его органы чувств, а через промежуточный процесс: измерение и
оценка количественных результатов этого процесса.
Эти свойства предметов называют в
математике величинами. К ним относятся: масса, длина, время, площадь,
скорость, емкость и др. Среди этих понятий только длина (линейные
размеры) и площадь поддаются визуальному сравнению, а массы можно на
первых порах сравнивать прикидкой на руке, т. е. обходиться без счета и
без специальных измерительных приборов.
Это дает возможность начинать
формировать у ребенка представление о значимости этих характеристик
(свойств) предметов раньше, чем ребенок научится свободно считать.
Упражнение 1
Гимнастика для пальцев с любой подходящей считалкой.
Упражнение 2 - игра «Зеркало»
Цель упражнения: развитие внимания и зрительно-моторной координации.
Просим ребенка быть нашим «зеркалом». Он
должен повторять ваши несложные движения в медленном темпе, как
зеркало. Используйте на первых порах синхронные движения правой и левой
рукой.
Когда ребенок научится не отставать от
вас и точно повторять эти движения, можно постепенно вводить
несинхронные движения рук - это очень полезно как для координации, так и
для распределения внимания и моторики. Например, правой рукой вы
описываете круг, а левой рукой в это время постукиваете по столу и т. п.
Если вы играете с ребенком вдвоем, меняйтесь с ним ролями, и пусть он ловит вас на ошибках.
Упражнение 3 - «Кто скорее свернет ленту?»
Цепь упражнения: обратить внимание детей на значимость свойства «длина».
Используются две ленты, закрепленные
одним концом на палочках: одна длинная (50 см), а другая короткая (20
см). Ленты одинаковой ширины, но разного цвета.
Если детей двое-трое, можно предложить
двоим детям соревнование: кто быстрее свернет ленту. Ленты в первый раз
раздаете детям сами. Естественно, побеждает тот, у кого лента короче.
Затем предлагаем детям самим выбрать себе ленту. Спрашиваем, почему они
оба хотят желтую (обычно дети легко ориентируются в этой ситуации).
Вывод: короткая лента свертывается быстрее, длинная - медленнее.
Упражнение 4
Цель упражнения: сериация с лентами по длине; применение умений выполнять количественный и порядковый счет.
Выкладываем на стол горсть лент и
предлагаем разложить их по длине (3-5 лент). Такое упражнение (сериация)
мы уже выполняли с матрешками и с карандашами.
Результат обсуждаем:
- Какая лента справа? (Самая длинная.) Какая лента слева? (Самая короткая.)
- Какого цвета самая длинная лента? Какого цвета самая короткая?
Ленты пересчитываются (количественный
счет - одна, две, три...). Затем считаем по порядку (вместе): первая,
вторая и т. д. Ребенок пока просто привыкает к звучанию названий
порядковых числительных.
Вариант: предлагаем ребенку пересчитать ленты справа налево (от желтой), а затем слева направо (от зеленой).
Обращаем его внимание на то, что в любом
случае получается одно и то же число. Это очень важный момент. Ребенок
должен понять, что от направления счета конечный результат не зависит.
Не важно, «с какой стороны считать», результат должен получиться один и
тот же. Если результаты получились разные, значит, была допущена ошибка.
Проведите счет «с другой стороны» сами,
ошибитесь и предложите ребенку вас проверить и поправить - это полезно
для формирования самоконтроля и самостоятельности мышления ребенка.
Упражнение 5
Цель упражнения: развитие конструктивной деятельности.
- Ленты были длинные и короткие, а палочки в коробке какие? Даем ребенку коробку с палочками (палочки все одинаковые). - Сложи треугольник. - Теперь сложи треугольник большой (больше этого). Если ребенок не может выполнить задание сам, показываем ему. - Сложи такой же. - Чем отличаются два треугольника? (Один больше, другой - меньше.) - Сложи такой квадрат. - Сложи сам квадрат большой. Снова сравниваем фигуры: чем они отличаются? (Большой и маленький.) Чем похожи? (Оба - квадраты.) - Сложи домик. - Сложи такой же, но большой. Сравниваем домики: чем отличаются? (Отличаются размером - большой и маленький.) - В большом домике живет кот Котауси, а в маленьком домике - мышка Мауси со своими детками.
Показываем ребенку картинку (для
рисования картинок используйте трафарет с прорезями в виде
геометрических фигур). Обыгрывая картинку, учим новую считалку (если у
вас есть соответствующие игрушки, их можно использовать вместо картинки:
они больше привлекают внимание ребенка, и вы можете разыграть с ним
считалку, используя игрушки).
- Вышли мыши как-то раз поглядеть,
который час. Раз, два, три, четыре, мыши дернули за гири. Вдруг раздался
страшный звон - убежали мыши вон! - Три, четыре, пять - мышь пошла гулять! Пять, четыре, три - кот идет, смотри! Кот разинул рот - вот и кончен счет!
|