Цель занятия: развитие восприятия и образной памяти ребенка; решение конструктивных задач; выделение и узнавание времен года на изображениях.
Упражнение 1 - «Узнай фигуру»
Цель упражнения: развитие внимания и образной памяти.
Дети получают три одноцветных
геометрических фигуры (вырезанных из пластика или картона). Предлагаем
ребенку рассмотреть их, а затем спрятать под лист бумаги. Показываем
ребенку карточку с изображением фигуры и кладем ее на стол изображением
вниз. Дети должны по памяти найти среди своих фигур такую же. Для
проверки сверяемся с образцом.
Играя в следующий раз, надо взять другие
фигуры. Например, в первый раз: круг, овал, квадрат; во второй - круг,
квадрат, треугольник; в третий раз - квадрат, прямоугольник, треугольник
и т. д. Называть фигуры не обязательно, но можно подсказывать их
названия ребенку, чтобы они были «на слуху». Треугольники надо брать
разной формы, не только равносторонние.
Вариант: усложняющий элемент - разный
цвет фигур. В этом случае уточняем задание: найди такой же формы (цвет
может быть другим). Или: найди такой же формы и такого же цвета.
Второй усложняющий элемент - отсрочка.
Положив карточку изображением вниз, попросите ребенка хлопнуть в ладоши
три раза (затем 5, затем 6-7 раз) и затем показать такую же фигурку.
Упражнение 2
Цель упражнения: развитие конструктивной деятельности и воображения; развитие пространственного мышления.
Из двух треугольников предлагаем ребенку
сложить фигурки: Фигурки складываем на глазах у ребенка, сидя с ним
рядом (чтобы он не смотрел на изображение вверх ногами). Ребенок
повторяет изображение, видя способ построения.
Упражнение 3 - Игра в «Прятки»
(см. занятие 1, упр. 2)
Используем умение определить количество 2
и 3, в остальных случаях либо используем слово «много», либо считаем
вместе с ребенком, приучая его к звучанию названий числительных: четыре,
пять. При этом обязательно сначала сравниваем количество пальцев,
прикладывая руки одна к другой (взаимно однозначное соответствие).
Упражнение 4 - «Найди ошибку в рисунке»
Цель упражнения: развитие внимания и
наблюдательности, умения понимать причинно-следственные связи; учить
узнавать и выделять времена года на рисунке.
Используем рисунки с изображением времен
года и явными ошибками. Ребенок должен указать ошибку и объяснить
причину своего выбора. Например: «Летом снеговиков не бывает, они
растают на солнце». «Зимой и листов на улице не бывает, потому что
холодно, снег».
Поскольку такие картинки довольно трудно
найти в готовом виде, вы можете сделать их сами, используя прием
аппликации. Возьмите любой зимний пейзаж из старого настенного календаря
и приклейте на него изображения цветов, ребенка в летней одежде и т. п.
У вас может получиться достаточно большое количество картинок с разными
видами «ошибок», что даст вам возможность несколько раз возвращаться к
теме «Времена года».
|