Цель занятия: знакомство с цифрами; решение конструктивных задач.
Дети этого возраста легко запоминают
символические изображения: буквы, цифры, знаки. Не ставя целью заучить
определенный объем символики, мы, тем не менее, считаем, что
искусственно отгораживать ребенка от нее тоже нет смысла.
Цифра - это лишь символ, знак числа, и в
этом ее главная роль. Ранняя символизация ради манипулирования
символами не имеет смысла, если ребенок не понимает сущности процесса
счета как процесса нумерации элементов пересчитываемого множества. К
этому занятию вы уже видите, осознанно или нет ребенок считает
(достаточно и счета до 3).
Если это так, то на данном занятии
знакомим ребенка с цифрами. Помните, что цифры - понятие вторичное, на
формирование процесса счета они не влияют: считают предметы, а не цифры!
Если вы не уверены в том, что ребенок
осознанно считает в пределах трех, т. е. не соотносит название
числительного с предметом из пересчитываемой группы, пропустите
упражнения, знакомящие ребенка с цифрами, вернетесь к ним через 3-4
занятия.
Упражнение 1 - «Найди цифру»
Цель упражнения: знакомство с графическим образом цифр; учить соотносить цифру и обозначаемое ею количество предметов.
Понадобятся кубики, фишки,
геометрические фигуры из картона или пластика, карточки и т.п. На них
пишем цифры 1 и 2, а также рисуем разные значки, буквы, символы (10-20
штук). На карточках, фишках и фигурках цифры и другие знаки пишем с двух
сторон, на кубиках - со всех сторон. Играть можно вдвоем, втроем.
Задача ребенка - найти цифру, которую вы ему показали:
- Вот цифра 1. Ее пишут, когда хотят
обозначить только один предмет: один нос, один медведь... Найди такую же
цифру на кубиках и карточках. Сколько единиц ты найдешь?
Выиграл тот, кто нашел заданных цифр больше.
Вариант: показываем ребенку сразу две цифры 1 и 2. Просим отобрать похожие на каждую из них.
Просим показать среди предметов
упражнения фигурку, которая только одна. (Только один красный кубик.
Только один зеленый треугольник.)
- Найди, чего у нас два. (Два больших синих тре¬угольника. Два желтых кубика.)
Вариант: если ребенок легко выделяет
показанные ему цифры, распознает их в любом положении (в том числе
узнает их вверх ногами), можно показать ему на этом же занятии цифру 3 и
добавить упражнение на ее распознавание.
Завязываем ребенку глаза и обводим его пальчиком цифру в той последовательности, как она пишется. Ребенок должен угадать цифру.
Сначала играем с 1 и 2, затем добавляем 3.
Если вы знакомили ребенка на этом
занятии только с цифрой 1, то рассматриваем только один графический
образ. Если ваш ребенок уже легко распознает все три цифры, то можно
знакомить его с графическими изображениями всех трех цифр.
Упражнение 2- «Гости пришли»
Цель упражнения: обучение соотношению слов-числительных с соответствующим количеством предметов.
Используем фигурки, изображающие
игрушечное «печенье». Куклам, сидящим за столом, надо раздать «печенье»
тарелки. Фигурки окрашены в три цвета: квадраты - красные, треугольники
- зеленые, кружки - желтые. Эти же фигурки в дальнейшем будут
использоваться для решения инструктивных задач.
Просим ребенка раздать по 1 «печенью»,
затем - по 2, по 3. Каждый раз гости «съедают» печенье, т. е. раздавать
надо на чистые тарелки, приговаривая: «Мишке - два, Кате - два, зайцу -
два» и т. д.
Вариант: усложняя упражнение, просим
раздать: «По два одинаковых», «По два разных» и т. д. При этом ребенок
самостоятельно выбирает фигурки из коробочки. Можно помочь ребенку,
подсказывая: «Правильно, это два кружка. А что это? Правильно, два
треугольника» и т. д.
Если ребенок при этом учитывает не
только форму, но и цвет, - прекрасно, если нет, то это - третий этап
усложненного задания (все варианты не следует делать на одном занятии).
Упражнение 3- «Сложи картинку»
Цель упражнения: обучение решению конструктивных задач.
- Зайчик живет в таком домике. Сложи домик для зайца.
Складываем домик на глазах у ребенка из
своего набора фигурок. Если вы занимаетесь с одним ребенком, то надо
иметь два набора - для него и для себя, если с группой детей, то у
каждого ребенка и у вас должен быть свой набор. Хранить их удобно в
пластмассовой коробочке из-под майонеза и т. п. Ребенок копирует образец
и способ действий.
- Медведь живет в таком доме. Сложи дом медведя.
Для складывания дома используются
квадратики из набора, для крыши надо приготовить несколько картонных
фигур разного размера и формы, чтобы ребенок мог выбрать нужную и по
форме, и по размеру (цвет одинаковый).
Используя конструкции двух домиков, проводим беседу:
- Чем отличается домик зайца от домика медведя? (Маленький и большой.)
- Почему у зайца домик маленький, а у медведя - большой? (Заяц - маленький, медведь большой.)
Упражнение 4
Заканчиваем занятие потешкой про бабушку и оладушки (занятие 12). «Оладушки» - фигурки - раздаем зайцу и медведю.
|