Цель занятия: учить
детей соотносить количественный состав множества с обозначающим его
словом - числительным; учить решать конструктивные задачи.
Упражнение 1
Цель упражнения: классификация по размеру.
Понадобятся две коробочки: побольше и
поменьше, а также горсть пуговиц (или камешков). Пуговицы должны быть
двух размеров: крупные и мелкие. Предлагаем ребенку разложить пуговицы в
две коробочки.
- Как ты думаешь, какие пуговицы нужно сложить в маленькую коробочку? В коробочку большего размера?
Подводим ребенка к самостоятельному выбору основания для классификации, в данном случае - по размеру.
Упражнение 2
Цель упражнения: обучение соотносить слово-числительное с количественным составом множества.
Используя коробку с большими пуговицами,
играем в «ладушки». Читая текст потешки, раздаем играющим по одной
пуговице, называя детей по имени. (Если вы играете вдвоем с ребенком,
посадите пару кукол, медведя т. д.)
Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один - Ванечке, Один - Мишеньке и т. д.
Пуговицы возвращаем в коробку (съели оладушки), при этом их можно считать: одна, две, три...
Теперь раздаем по 2 и затем по 3 пуговицы в соответствии с текстом:
Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Ване - два, Мишке - два... Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Ване - три, Мишке - три...
А теперь даем ребенку столько пуговиц, сколько он попросит:
Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Ване? -Три! Мишке? (Ребенок отвечает за медведя) -Два! (и т. д.)
Чтобы игра не была однообразной, исполняйте роль ведущего с ребенком по очереди.
Упражнение 3 - «Что сначала, что - потом»
Цель упражнения: формирование понимания причинно-следственных связей событий, развитие связной речи и воображения.
Используйте парные картинки, где сюжет
развивается во времени, но сначала не более двух. Пусть ребенок разложит
картинки по порядку, расскажет сюжет: «Курочка снесла яичко, а потом из
него вылупился цыпленок».
Можно использовать знакомые сказки:
«Колобок», «Репка» и др. В этом случае можно брать несколько картинок,
т. к. сюжет ребенок знает, его надо только воспроизвести. Но не стоит
постоянно работать со знакомыми сказками, это не развивает фантазию и не
формирует причинно-следственные связи (на что, главным образом,
направлено упражнение).
Упражнение 4
Цель упражнения: развитие конструктивных умений и счетной деятельности.
- Сложи из палочек!
Ребенок воспроизводит сложенные вами
фигурки. Давайте им названия, предлагая ребенку придумать, на что это
похоже. Пусть ребенок попробует сложить свою фигурку. Можно складывать
буквы и называть их. В этот раз мы работаем только с тремя палочками.
Обратите па это внимание ребенка:
- Чем похожи все-все наши фигурки? Что у них общего? Ты заметил? (Все сложены из трех палочек.)
Упражнение 5
Цель упражнения: обучение решению конструктивных задач.
- Возьми теперь себе сам из коробки три палочки. Посмотри, на карточке у меня бабочка.
Ребенок достраивает бабочку,
ориентируясь на схематический рисунок. Если это не получается, сложите
всю бабочку сами, а ребенка попросите сложить такую же по образцу.
- Посмотри, как я бабочку переделаю в домик. Сложи такой домик. (Количество палочек не изменяется.)
- Посмотри, как я переделаю домик в щетку. Сложи такую же.
- Посмотри, как щетку я переделаю в треугольник. Сложи такой треугольник.
- Сколько оладушек поместится внутрь треугольника?
Даем ребенку коробочку с пуговицами и предваряем работу вопросами:
- Как ты думаешь, две поместятся? Бери, пробуй. Есть еще место? Еще одна поместится? Две? Бери, пробуй...
- Много поместилось? Больше двух? Больше трех? Можешь показать столько пальцев, сколько поместилось «оладушек»?
|