Цель занятия: учить детей сравнивать предметы по форме; развитие восприятия.
Упражнение 1 - «Разложи картинки по конвертам»
Цель упражнения: учить соотносить форму предметов с заданным контуром.
Даем ребенку два конверта (можно
использовать плоские коробки из-под конфет): на одном наклеен круг, на
другом - квадрат. Предлагаем ему разложить по конвертам картинки с
изображениями предметов этой же формы: пуговица, арбуз, книга, солнце и
т. п.
Такое упражнение называют
«классификация». Проводя классификацию, ребенок объясняет, на основании
чего он сделал свой выбор. (Такие классификации мы уже проводили по
признаку «цвет» и по признаку «размер». Теперь начинаем выделять признак
«форма». При этом речь идет о четырехугольной форме, а не конкретно о
квадрате. Книга, например, подходит ко второй группе.)
Завершаем упражнение подведением итога: здесь все круглые, а здесь - четырехугольные (квадратные, с углами).
Вариант: можно ввести треугольную форму и третий конверт.
Упражнение 2
Цель упражнения: развивать проективное
видение (учить ребенка понимать, что объемный предмет может иметь
различные контуры с разных сторон).
Используем коробку с прорезями разной
формы. В них ребенок проталкивает соответствующие объемные тела (кубики,
шарики, кирпичики). Такие коробки бывают фабричного производства, к ним
дается соответствующий набор тел.
Если такого набора нет, его можно
сделать из любой плотной коробки, прорезав нужные отверстия острым
ножом. В этом случае можно подобрать предметы одинаковой формы, но
разного размера: кубики, банки из-под кофе (цилиндры), кирпичи из
строительных наборов и т. п. Ребенок должен учитывать как форму, так и
размер предмета, проталкивая его в отверстие.
Упражнение 3 - «Матрешка»
Цель упражнения: выстраивание сериационного ряда по признаку «высота» (выше - ниже).
Показываем ребенку матрешку, обыгрывая
ее появление (Гости пришли. Сколько чашек вынимать?). Ребенок разбирает
матрешку, составляет каждую из двух половин. Затем просим поставить их
по росту, проверяя рукой: высокая, ниже, еще ниже...
Упражнение 4
Заканчиваем занятие разминкой для пальцев, используя любые потешки-приговорки (см. занятия 1, 2, 3).
|