Цель занятия: обучение
детей различать характеристики «много - мало» при работе с разнородными
объектами и множествами; учить сравнивать множества взаимно-однозначным
соответствием.
Упражнение 1
Цель упражнения: закрепление знаний слов-числительных.
Начинаем занятие со считалки. К этому занятию все считалки уже звучат полностью с числительными (четвертый, пятый братец).
Упражнение 2
Цель упражнения: развитие умения устанавливать причинно-следственные связи с опорой на свойства предметов.
Понадобятся две коробки: большего и меньшего размера. - В какую коробку можно сложить много игрушек? (В большую.) - В какую мало? (В маленькую.)
Упражнение 3
Цель упражнения: распределение
совокупности на неравные части без применения счета, с опорой на
визуальную характеристику «много - мало».
Открываем маленькую коробку. В ней
камешки (хорошо, если это гладкая морская галька, которую приятно взять в
руки). Камешки можно заменить крупными пуговицами. Предлагаем ребенку
два одинаковых ведерка и просим в одно положить много камешков, а в
другое - мало.
Упражнение 4
Цель упражнения: сравнение предметов по тяжести прикидкой на руке. Уравнивание тяжести разными способами.
- Как ты думаешь, какое ведерко тяжелее:
где много камешков или где мало? Что надо сделать, чтобы ведерки стали
одинаковыми по тяжести? (Либо убрать камешки из того ведерка, где много,
либо добавить в то, где мало.)
Обсуждаем с ребенком оба варианта и на
практике убеждаемся, что оба - подходят. Тяжесть ведерок ребенок
прикидывает на двух руках, самостоятельно определяя, где тяжелее.
Упражнение 5
Цель упражнения: закрепление умения сравнивать предметы по цвету и размеру.
- Посмотрим, что находится в другой коробке.
В ней игрушки двух цветов: синие и
зеленые. С этими игрушками повторяем упражнения 3, 4, 5, 6 из занятия 6.
Можно использовать любую другую пару кукол, обозначив цвета (синий и
зеленый). При отсутствии кукол можно использовать любое одушевление:
большая и маленькая кастрюли, большая и маленькая подушки и т. п.
(обозначьте на них «лица» цветным мелком или приклейте липучкой).
Вариант: у кого игрушек больше? Покажите
ребенку прием сравнения по количеству путем выкладывания парами. Не
выкладывайте игрушки в два ряда один напротив другого - это может
привести к тому, что ребенок будет оценивать не количество, а их
пространственное расположение.
Выкладывайте пары. В конце «опыта» подводится итог: у меня игрушки кончились, а у тебя еще остались. У кого было больше?
Вариант: упражнения 2, 3 можно провести с
водой. Воду наливать в ведерко кружечкой, чтобы ребенок сам отмеривал
количество воды для получения более тяжелого и более легкого ведерка.
Вариант: можно предложить ребенку
подумать, как сделать ведерки одинаковыми по тяжести. Для этого не нужно
уметь считать. Если ребенок догадается, что нужно наливать воду по
очереди в каждое ведерко (кружку - в одно, кружку - в другое, кружку - в
первое, кружку - во второе и т. д.), то он сможет самостоятельно
сделать вывод: надо налить в них одинаковое количество кружек воды,
тогда ведерки будут одинаковыми по тяжести.
Сегодняшнее занятие заканчивается
изготовлением нового «плаката». Его можно повесить рядом с первым и
работать с ним аналогичным образом. Особенно это полезно, если ребенок
путает цвета. Работа с «плакатами» ведется до тех пор, пока ребенок не
начнет свободно ориентироваться в этих цветах. Аналогичные «плакаты»
можно изготовить «на другие цвета».
|