Цель занятия: развитие мелкой моторики, координации и пространственных ориентировок.
Упражнение 1
Цель упражнения: развитие мелкой
мускулатуры пальцев; вовлечение ребенка в деятельность подражания,
обучение общению со взрослым, обучение пониманию и выполнению
инструкций, знакомство со звучанием слов-числительных, а также развитие
внимания и речи.
Показываем ребенку большой палец своей
руки, затем поочередно соединяем его (прижимаем) с остальными пальцами
той же руки под такой текст:
Пальчик-мальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел.
Ребенок повторяет движения и слова
сначала по очереди с каждой рукой, а затем правой и левой рукой
одновременно. Аналогично предыдущей считалке при повторах начинаем
заменять первые слова на порядковые числительные («С первым братцем в
лес ходил, со вторым - щи варил»).
Учите ребенка соединять пальцы быстрым
движением, как будто пальцы «прихлопывают». Упражнение развивает
координацию и мелкие мышцы пальцев. После каждого повтора нужно резко
разогнуть все пальцы ладони, стараясь развести их пошире, а затем
встряхнуть расслабленной кистью (снять напряжение).
Упражнение 2
Цель упражнения: развитие координации движения обеих рук, развитие мелкой моторики, внимания.
Обучение пониманию и выполнению инструкций. Соединяем
кончики пальцев обеих рук. Надавили (какая рука сильнее?), отпустили,
расслабили. Повторить упражнение 2-3 раза. Это упражнение входит в
пальчиковую гимнастику.
Включаем в пальчиковую гимнастику и разнообразные упражнения на подражание:
• «поиграли на пианино» (побегали пальчиками по столу); • «побежали-побежали» (пошевелили пальцами растопыренных ладоней); • «поймали муху» (резко сжали кулак); • «отпустили муху» (резко разжали кулак); • «дерево закачалось» (покачали над собой расслабленными кистями) и т. п.
Упражнение 3
Цель упражнения: развитие координации и моторики, развитие воображения и обучение принятию роли в игре.
Складываем пальцы рук, получая на экране
(на стене) изображение зайчика (мизинец и безымянный палец загибаются и
придерживаются большим пальцем - «мордочка», а два других пальца
поднимаются вверх - «ушки», кисть чуть-чуть наклоняется вперед). Зайчик
прыгает на экране. «Это мама-зайчиха зайчат ищет. Где они?» Предлагаем
ребенку сделать зайчонка (если получится, из обеих рук - двух зайчат.)
Зайчики прыгают на экране вокруг зайчихи, шевелят «ушками».
Упражнение 4
Цель упражнения: развитие координации,
моторики и мелких движений пальцев (работа с мозаикой). Обучение
сравнению совокупностей путем установления взаимно-однозначного
соответствия.
Мама-зайчиха повела зайчат домой. Сама
пошла по синей дорожке: показываем ребенку доску для мозаики (элементы -
круглые или шестигранные шляпки на штырьках), на которой выложена
«синяя дорожка».
Предлагаем ребенку сделать своим
зайчатам такие же дорожки: сначала - красную, потом - зеленую. Если
детей двое-трое, то каждый выкладывает дорожку нужного цвета своему
зайчику.
Просим ребенка выложить дорожку такой же
длины, как у вас. Опираемся не на пересчет деталей, а на установление
соответствия общей длины.
Упражнение 5
Цель упражнения: развитие восприятия, обучение ориентации на плоскости, развитие координации.
Обучение умению «смена точки зрения» (децентрация). - Вот домик (любая коробка). Покажи, как зайчата побегут домой. Дети «бегут» пальчиками по дорожке в направлении «к дому». - А если дом здесь, покажи, как они побегут?
|