Цель занятия: развитие
внимания, восприятия и коммуникативной деятельности. Учить ребенка
выделять предмет из группы по характерным признакам.
Упражнение 1 - «Игра с пальчиками»
Цель упражнения: вовлечение ребенка в
деятельность подражания, обучение общению с педагогом, обучение
пониманию и выполнению инструкций, знакомство со звучанием
слов-числительных, а также развитие координации, соревновательной
мотивации, внимания и речи.
Возьмите руку ребенка и, по очереди дотрагиваясь до каждого пальчика, произносите следующие слова:
Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить, А тебе - печи топить, А тебе - тесто месить, А малышке - песни петь, Песни петь да плясать, Родных братьев потешать.
На две последние строки побуждайте
ребенка вместе с вами имитировать прихлопы к плясовой: на два слова -
два хлопка, на два слова - повороты-покачивания кистью с растопыренными
пальцами в ритме плясовой.
Постепенно это упражнение осваивается
ребенком до самостоятельного выполнения (через 3-4 занятия). После этого
начинаем заменять первые слова стишка порядковыми числительными:
сначала - первые два, затем - первые три и т. д.
Первому - дрова рубить, Второму - воду носить, А тебе - печи топить, А тебе - тесто месить... Первому - дрова рубить, Второму - воду носить, Третьему - печи топить, А тебе - тесто месить...
За одно занятие добавляется одно
числительное, считалка повторяется на правой и на левой руке до
свободного ее воспроизведения ребенком, но не больше 1-2 раз за занятие.
Упражнение 2 - «Прятки»
Цель упражнения: готовить ребенка к
дифференциации количественных характеристик «один - много», первое
знакомство со способом сравнения путем установления взаимно-однозначного
соответствия на числовых (пальцевых) фигурах.
Спрячьте руки за спиной и одновременно с
командой выбрасывайте руку перед собой с соответствующим количеством
пальцев, сопровождая действие словами: «Один... Много...».
Играйте с ребенком, пока ему весело (1-2
минуты). Постепенно добавляем сравнение количества пальцев
прикладыванием ладоней. Например, после команды «Много!» у вас - три
пальца, у ребенка - пять пальцев. Выиграл тот, кто «выкинул» больше.
Проверяя, поясняем ребенку, как мы
узнали, у кого больше (прикладываем каждый его палец к своему: у меня -
больше нет, а у тебя еще два пальца осталось, значит, у тебя больше).
Упражнение 3 - «Возьми мячик»
Цель упражнения: формирование умственной
операции сравнения, координации и восприятия (дифференциация формы и
цвета). Расширение объема внимания и его концентрации. Обучение ребенка
учитывать два признака при сравнении (цвет и форма - красный мячик).
Формирование умственной операции абстрагирования (красный, но не мячик).
Развитие логических структур - понимания структуры «отрицание».
Развитие слухового восприятия логических речевых конструкций.
Используется несколько предметов
примерно одного размера, но разного цвета и формы: 2-3 мячика из
материала (резина, пластик), апельсин, несколько кубиков, 2-3 круглых
яблока, клубок шерстяных ниток, цилиндр (жестяная баночка из-под кофе),
конус, овоид (пластмассовое яйцо, например, из киндер-сюрприза).
По команде взрослого играющий ребенок
должен выбрать из них мячик. Предметы можно закрыть ширмой либо
поставить ребенка спиной к столу, так, чтобы по команде он поворачивался
и выбирал нужный предмет.
Вариант: возьми красный мячик.
Вариант: возьми красный, но не мячик.
Вариант: возьми мячик, но не красный.
Упражнение 4
Цель упражнения: развитие координации,
глазомера, снятие мышечного напряжения. Обучение учету трех признаков
при сравнении (большой красный мячик), обучение пониманию отрицания.
Ставим на пол небольшие воротца - можно
просто обозначить их двумя книжками, или жестяными банками, или
коробкой. С расстояния примерно 50-60 см предлагаем ребенку толчком
закатить в них мячик, который он выбирает из ряда предметов, указанных в
упражнении 3. Если ребенок легко справляется с задачей, увеличиваем
расстояние до 1 м.
Вариант: выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик. Закати по очереди мячики в воротца.
Вариант: выбери круглые предметы, но не мячики. Попробуй закатить их в воротца.
Все занятие может занимать 5-10 минут.
|