У ребенка-школьника «волчий аппетит» — что делать?
В 6-7 лет начинают много есть даже самые
привередливые дети, которые всегда огорчали мам плохим аппетитом.
Теперь же им только «давай». Но это постоянное «жевание на нервной
почве», с которым родители сталкиваются у детей-дошкольников.
Ребенок ест теперь потому, что этого
требует его растущий организм. Если «волчий аппетит» не сопровождается
внезапным похудением или полнотой и у ребенка не появляется недомоганий
(иногда аппетит может быть признаком диабета), то не стоит ограничивать
ребенка в еде. Ограничения должны касаться только сладкой и жирной пищи,
белого хлеба и кондитерских изделий.
Но если ребенок-школьник получает
полноценное питание во время основных приемов пищи, то у него и не
возникнет повышенного внимания к сладостям. А вот если дети плохо едят
за обедом, то потом они постоянно перебивают аппетит сладостями. Пусть
ребенку будут всегда доступны фрукты, легкие бутерброды из зернового
хлеба с овощами и творогом.
А если аппетита все еще нет?
У некоторых детей аппетит может
«запаздывать» и проявляться ближе к подростковому возрасту. Это
худенькие мальчики и девочки, но их плохой аппетит — не признак
заболевания. Обычно эти дети начинают хорошо есть лет в 11—12 или в
подростковом возрасте.
Являются ли частые перекусы нормой для школьника?
Питание школьника теперь уже не только
обеспечивает рост и развитие, но и покрывает затраты организма во время
учебных занятий. Частые перекусы — это теперь норма, так как организм
постоянно требует энергии.
Только не стоит перекусывать конфетами и
сладостями, зато очень полезны будут фрукты, молочные и кисломолочные
продукты, зерновой и ржаной хлеб с маслом, овощи, соки.
Какие продукты лучше давать в школу?
Если ребенок нормально питается в школе,
можно не давать с собой ничего, кроме фруктов. А вот если питание в
школе оставляет желать лучшего, не плохо бы дать ребенку с собой
продукты, которые не требуют разогревания. Это могут быть йогурты,
творожки или сырки (за 3-4 часа они не успеют испортиться).
Можно дать бутерброд с сыром или с
колбасой, а еще лучше — с вареным мясом, курицей; в небольшой баночке —
даже салат. Различные домашние пирожки, котлетки или оладьи, блинчики
тоже смогут поддержать ребенка в школе.
Полезно иметь с собой небольшую бутылочку минеральной воды, маленькую коробочку сока. Газированную сладкую воду лучше не давать.
Что приготовить школьнику на завтрак?
Основное блюдо — это чаще всего каша
(гречневая, рисовая, овсяная, манная), которую можно подавать с
сухофруктами; блинчики с начинкой (творог, мясо, овощи); ленивые
вареники или сырники; запеканки; сосиски с вермишелью; салаты.
Проблема завтрака состоит в том, что его
нужно приготовить достаточно быстро. Решить эту проблему помогают
готовые сухие завтраки, мюсли, каши быстрого приготовления.
Большинство мам ограничивает завтрак
школьников бутербродами, яичницей. Но бутерброд может быть только
дополнением, а не самостоятельным блюдом. Из напитков рекомендуется
давать с утра что-нибудь теплое — чай с лимоном или с молоком, какао.
Иногда ребенку можно дать фруктовый сок или кефир.
Сухие завтраки и мюсли рекомендуется
давать 2—3 раза в неделю, особенно в «рабочие» дни, а по выходным лучше
приготовить ребенку более сложный и вкусный завтрак.
Что должен уметь ребенок-первоклассник на кухне?
Когда ребенок начинает ходить в школу, ему уже нередко приходится оставаться дома одному и самому разогревать себе еду.
Обязательно научите ребенка правильно
пользоваться кухонной плитой (газовой или электрической). Объяснить,
что, если он включит плиту, поставит на нее сковороду и уйдет смотреть
телевизор, то еда может пригореть, и даже возникнуть пожар.
Ребенок не должен бояться, но обязан
быть осторожным. Пусть ваш первоклассник привыкнет к тому, что если он
решил пообедать, об остальных делах на время следует забыть. Научите
ребенка разогревать не сразу всю кастрюлю с супом или все котлеты на
сковородке, а лишь столько, сколы сможет съесть.
Другим важным делом, которому ребенка
следует научить, является приготовление пищи. Первокласснику вполне по
силам сварить яйцо, макароны или сосиски. Расскажите ребенку подробно о
том, из чего состоит этот процесс.
Обратите внимание на то, какая память у
вашего малыша — зрительная, слуховая или тактильная (ощущения). Если
слуховая память сильнее — больше рассказывайте ребенку о кулинарии, если
зрительная — покажите и напишите инструкцию, повесив ее на стене. Если
ребенок лучше запоминает ощущения — дайте самому совершить отдельные
операции (почистить картошку, налить воду и т.д.). Продемонстрируйте,
как нужно готовить то или иное блюдо, затем попробуйте приготовить его
вместе.
После этого можно доверить ребенку
приготовить что-либо самостоятельно. Приготовление несложных салатов с
использованием пластмассовой терки, односторонне-острого ножа вполне
доступно младшему школьнику.
Сварить суп — более сложное занятие, но и
оно осуществимо. Молочный суп с макаронными изделиями или
вегетарианский овощной суп из замороженной смеси овощей вполне может
приготовить ребенок 7—8 лет.
Объясните, что наибольшую опасность
представляет горячая жидкость, которой можно обжечься. Не стоит наливать
в кастрюлю или ковшик слишком много воды — можно плеснуть кипяток на
себя. Напомните о том, что нужно обязательно пользоваться прихватками.
Познакомьте ребенка со всеми
разновидностями посуды и кухонной утвари. Но пользоваться мясорубкой или
кухонным комбайном лучше пока не разрешать.
|