В английском языке под «настольной
игрой» (board game) понимают определенный узкий класс игр, где
обязательно существуют игральное поле и фишки, которые надо по нему
перемещать. Название, скорее всего, происходит от шахмат, шашек, нард и
Го, где полем служат игральные доски (board). Остальные игры, где данное
поле не используется, определяются уже как карточные игры (Card Games),
ролевые игры (Role play Games), варгеймы (Wargames) и т. д.
В русском же языке термин «настольные игры» включает в себя большой пласт игр, которые можно объединить по следующим признакам:
• В большинстве
случаев это игра для 2-6 человек. Игра ведется на ровной плоскости, в
основном, за столом (отсюда и название «настольные»).
• В подавляющем
большинстве это логические игры (хотя и встречаются исключения,
рассчитанные на внимательность или ловкость игроков).
Можно выделить несколько направлений в настольных играх:
Классические игры
Шахматы, шашки, нарды и т. п. Игры, в которые люди играют с древних времен, но актуальность не потеряна до сих пор.
На мой взгляд, одно из самых гениальных
изобретений человечества в игровой индустрии, ведь можно сто раз подряд
сыграть в шахматы, и это никогда не надоест. А попробуйте с десяток раз
подряд пройти Doom или Age of Empires...
Карточные игры
Покер, дурак, преферанс, бридж,
различные пасьянсы и еще много всякого такого. К этим играм интерес
также не угасает, а может быть, развит даже несколько больше, чем к
классическим.
Первые карты появились в Китае 7-8 веков
и изготовлялись методом нанесения гравировки на хлопчатую ткань. Карта
делилась на 2 части (картинка из пьесы и текст), а смысл состоял в том,
чтобы подобрать нужную цитату к нужной картинке.
В том понимании, в котором карты
известны нам на сегодняшний день (колода из 36 карт, 4 масти), они
появились все в том же Китае в 12 веке. В Японии 7-12 веков карты
использовались наподобие современных викторин - забава для образованной
знати. В Европу карты привезли крестоносцы из мусульманского Востока в
11-13 веках, где колоду называли «наиб».
Игры с кубиками
Столь же древние, как и классические
игры (при раскопках в Китае были найдены кубики, датированные учеными
600 лет до н.э., а в древней поэме Махабрахата («Сказание о великих
Бхарата»), написанной на санскрите более 2000 лет назад, также
встречаются упоминания об игре в кости).
Основной игрой являются кости, ну, а
остальные - либо вариации, либо попытка перенести другие настольные игры
в плоскость кубиков. Выгода очевидна: кубики малы, занимают мало места,
играть можно в любом месте, где есть мало-мальски ровная поверхность.
Кроме того, благодаря игре в кости, мы
получили великолепный источник случайного числа от 1 до 6 (в более
поздних вариациях и от 1 до 3, и от 1 до 10, и т. д.)
Коллекционно-карточные игры
Объединяют два занятия: карточную игру и
коллекционирование самих карт, ведь каждая из них - уникальна, а
некоторые являются редкими или чрезвычайно редкими (1 на 50 или 500
подобных карт).
Для того чтобы начать играть, необходимо
иметь Стартовый набор. Но, отыграв 2-3 партии, понимаешь, что надо бы
прикупить еще картишек, иначе противники тебя часто обыгрывают. Поэтому и
продаются наборы, состоящие из 10-15 карт (так называемые «бустеры»), в
которых случайным образом лежат карты. Купив их, можно использовать в
игре, продавать или, может быть, меняться с друзьями.
Если Вам не интересно играть, но Вы
настоящий нумизмат - купите альбом и собирайте карточки туда.
Многообразие гарантировано - каждый сет каждой игры содержит не менее
200 различных карт.
Самой известной ККИ является MTG - Magic
The Gathering. Нашими российскими разработчиками было выпущено
несколько игр, получивших признание и любовь игроков: «Берсерк»,
«Война», «Небожители», «Козябла», «Путь Командора» и т. п.
Настольные карточные игры
Здесь карты выступают в своей новой
ипостаси, исполняя роль различных юнитов, ресурсов, возможностей отрядов
или людей. Возможно, использование в дополнение к картам фишек или
кубиков.
В отличие от коллекционных карточных
игр, НКИ идут одним полноценным набором, и докупать к ним для игры
ничего не надо. Представителями этого направления являются «Крылья
Войны», «Зельеварение», «Князья», карточные «Колонизаторы» и т. п.
Семейные настольные игры или Настольно-печатные
Предназначены для широкого круга людей, в
идеале для семейного отдыха. Т.е. такая игра будет вполне интересна
участникам от 6 до 70 лет, главное, правильно подобрать тематику. Ну, а
развернуться здесь точно есть где: экономические, логические,
стратегические, исторические, политические, простые бродилки - каждый
найдет себе игру по вкусу.
Именно эти игры и обозначаются
англоязычным термином «board games». Если Вы думаете, что
настольно-печатные игры появились у нас лишь после поднятия «Железного
занавеса», то Вы ошибаетесь. В России такие игры получили свое
распространение в конце 19 века («Скачки», «Игра в гуськи»), но после
революции о них неоправданно забыли.
В Советском Союзе были распространены
первые три типа рассмотренных нами игр (если не считать детских
«бродилок»), а интерес к настольным проснулся лишь в конце 90-х и не
угасает до сих пор. Кроме изготовления своих собственных игр, фирмы -
изготовители локализуют иностранные, что тоже очень приятно, ведь у
Запада была фора в целых 70 лет, и за это время им удалось разработать и
создать много замечательных игр. «Монополия», «Цивилизация»,
«Колонизаторы», «Каркассон» - всех не перечислишь.
Ролевые настольные игры
Отличаются минимальным набором необходимого «оборудования» и наличием Мастера - ведущего игры.
Все очень просто: есть книга правил
(рулбук от английского «rulebook»), описывающая основную механику игры и
принципы взаимоотношения «игрок-игрок» и «игрок - окружающий мир». Есть
генератор случайных чисел (уже упомянутый нами кубик), есть Мастер,
который словесно описывает окружающий мир, ведет повествование и следит
за выполнением правил, и, наконец, есть Игроки, которые играют и
получают от всего этого удовольствие.
Конечно, существуют перегибы в ту или
иную сторону: можно играть вообще без кубиков и книги правил (так
называемые «словески»), а можно добавить карты и миниатюры - все зависит
от играющих. Книг правил, а, значит, и разных систем, очень много,
следовательно, можно подобрать для себя самую интересную и простую.
Хотите быть пиратом, магом, покорителем
звезд? Тогда ролевые игры для Вас! Единственной изданной российской
ролевой игрой является «Эра Водолея». Кроме нее, официально была
переведена и издана «Искусство Волшебства». Но в Рунете можно найти
множество переведенных энтузиастами книг из различных систем - DnD.
GURPS, Fuzion и т. п.
Варгеймы
Раньше были доступны лишь генералам из
Генштаба, но теперь даже маленькие дети могут передвигать миниатюрки
воинов по полю сражения и моделировать ту или иную боевую ситуацию. Во
истину, хобби для настоящих мужчин, которым надо где-то воплотить свои
милитаристские амбиции в мирное время.
Тут можно выделить три интереса: сама
игра, покраска миниатюр, создание диорам - каждый выбирает для себя то,
что ему интересно, а, может, и комбинирует их.
Сейчас на рынке варгеймов присутствуют
как и российские производители, так и иностранные. Что выбрать - вопрос
сложный. Иностранные солдатики, конечно, лучше по качеству, зато цена
кусается. Наши будут попроще, но и цены демократичней. В общем, каждый
выбирает на свой вкус и толщину кошелька.
Надеюсь, после прочтения этой статьи Вы
немножко разберетесь в нагромождении различных понятий, и она поможет
Вам выбрать ту или иную игру, которая скрасит не один вечер игры Вашей
компании.
|