Можно превратить уборку в игру, и тогда малыш будет не только наводить в доме чистоту, но и учиться классифицировать предметы.
Белое - к белому, красное - к красному.
Потом Лена смахивает все детальки обратно в коробку и начинает заново.
Думаете, крошка строит дом для куклы? Как бы не так! Малышка с большим
усердием разбирает детальки от конструктора.
Это первое ее серьезное задание. Глядя
на каждую деталь, Леночка должна решить, по какому принципу она ее
отсортирует: по цвету? по размеру? Или, может, лучше так: отдельно -
окна, отдельно - черепицу, отдельно - дверки?
Такие занятия - не только игра. В
процессе нее малыш осознает, что хаос можно превратить в порядок, что
найти среди рассортированных деталек нужную можно гораздо быстрее и
(самое главное!) что порядок - необходим. Разбирая игрушечные завалы,
кроха учится быстро принимать решения. Кто справится с простой задачей,
тот с легкостью осилит и глобальную проблему.
Благодаря занятиям по классификации
предметов ребенок знакомится с новыми понятиями, осваивает на практике
составление пар из слов противоположностей („большой-маленький",
„светлый-темный"). И происходит это значительно быстрее (естественно,
ведь конкретные примеры перед глазами), чем при ваших объяснениях.
"За" и "против"
Правда, через некоторое
время, когда сортировочные занятия теряют прелесть новизны, смышленые
ребятишки начинают искать (и находят) аргументы в пользу того, чтобы не
убираться.
"Это так скучно!"
Включите музыку: не слишком медленную -
иначе маленький уборщик просто уснет, не слишком быструю, а то
отплясывающий кроха только усугубит беспорядок. Кассеты со сказками
отвлекают, а вот ритмичные песенки, которые ребенок может подпевать, -
то, что нужно.
"Я не знаю, с чего начать!"
Малыш, стоящий посреди горы игрушек,
паззлов и книжек, чувствует себя совершенно беспомощным. Научите кроху
начинать с малого, скажите: "Давай сначала уберем в ящик мягкие игрушки,
затем в коробку - детали конструктора, а книжки поставим на полку".
Овладеть тонкостями уборки за раз
невозможно, но кроха должен привыкнуть и к самому процессу, и к
важнейшему правилу детской жизни: "Закончил игру - убери игрушки".
"Я не знаю, где что лежит!"
Любимейший аргумент маленьких хитрецов.
Но прежде чем самой начинать раскладывать вещи по местам, проверьте,
действительно ли дело обстоит таким образом. Ведь уже с 4 лет дети
прекрасно знают, в каком из ящиков лежит любимая игрушка.
Поэтому поставьте перед малышом корзинку
или таз для тех игрушек и вещей, чье место он найти затрудняется, а
остальные - пусть сортирует. Потом вместе решите, куда положить
неклассифицированные вещи.
"У моего друга в комнате беспорядка еще больше!"
Если вы сами нечасто бываете в гостях у
приятелей ребенка, понять, правда это или нет, довольно сложно. А
звонить родителям по такому деликатному делу тоже плохо - вдруг это
станет поводом для взаимной обиды (мы же знаем, что в каждой семье свои
традиции и понятие, каким должен быть дом). Потому скажите крохе: "Мы
сейчас говорим не о друге, а о тебе и твоей комнате. Так что принимайся
за работу".
"Я не буду убирать - этот замок я строил целый день!"
Строительная площадка заняла всю
комнату? Неудивительно, что маленький созидатель так горд собой.
Проявите понимание, предупреждая всех посетителей детской об опасности.
Поверьте, пройдет пара дней, и проблема
разрешится сама собой. Но на будущее лучше договориться с
крохой-прорабом, что он станет возводить свои небоскребы в строго
отведенном месте.
"В шкафу мало места!"
Иногда это высказывание справедливо,
правда с одной маленькой оговоркой. Даже в огромном шкафу будет мало
места, если вещи засунуты как попало.
Устройте субботник: вытащите все
содержимое и займитесь сортировкой. Вместе с ребенком разложите
конструкторы, паззлы, канцелярские принадлежности, наборы для детского
творчества и настольные игры в разные коробки.
Те игры и игрушки, которые крохе еще или
уже не по возрасту и поэтому неинтересны, отложите, уберите подальше.
Поверьте, через полгода малыш очень обрадуется встрече с ними.
"Несправедливо, что я должен убирать один. Играли-то мы с Полинкой вместе!"
Все верно: у друзей должно быть правило - прежде чем расстаться и идти по домам, следует убрать игрушки.
Малыши часто не ориентируются во
времени, поэтому за полчасика до предполагаемого окончания дружеской
встречи зайдите в детскую и скажите: "Скоро твой друг идет домой. Лучше
начать уборку уже сейчас. А если потом останется время, вы сможете еще
поиграть".
"Зачем убирать, если завтра опять будет грязно..."
В общем, это, конечно, так. Идеальный
порядок в детской - что-то из раздела фантастики. Поэтому объясните
ребенку, что будет еще хуже, если в шкафу останется хаос - тогда он
вообще не сможет найти свои игрушки, а если на полу образуется груда
кубиков - тогда ему негде будет собрать железную дорогу.
"Мама, а может, ты сначала разберешь свой стол!"
Что ж, справедливое замечание. Живя в хрустальном доме, нечего швыряться камнями. Поэтому из данной ситуации есть два выхода.
Первый - свой стол не разбирать и
ребенка глупыми требованиями не мучить. Недостаток в том, что через
пару-тройку дней в детскую комнату войти будет сложновато.
Второй путь - сказать: "Ты прав. Давай
займемся делом. Я хочу, чтобы у нас дома было чисто!" Ведь вы
действительно этого хотите, не так ли?
|