В школе таких детей - малоподвижных,
пассивных, необщительных - нередко награждают обидными прозвищами вроде
«тюфяк» или «сонная муха». Родители, не знавшие хлопот с гипоактивным
младенцем (такие дети обычно много спят и редко плачут), пытаются
растормошить подросшего ребенка, заинтересовать его чем-то.
Подробности о причинах и проявлениях гиподинамического синдрома - в нашей статье.
Причины
Причиной детской гипоактивности нередко
становится минимальная мозговая дисфункция - как правило, это результат
родовой травмы. Из-за повреждения подкорковых структур мозга активность
этих структур ниже нормы: мозг ребенка как будто бы находится в полусне.
Проявления
Гиподинамичные дети в младенчестве почти
не просятся на руки, плачут редко и как-то вяло, непривередливы в еде,
подолгу спят. Нередко родители даже радуются тому, каким спокойным
растет их ребенок. Однако со временем радость сменяется беспокойством:
гипоактивные дети нередко бывают неуклюжими, неохотно осваивают новые
навыки, почти ничем не увлекаются всерьез.
Детям с гиподинамическим синдромом
зачастую ставят диагноз «задержка развития речи» (как правило, к двум
годам ребенок осваивает лишь отдельные слова, а к трем - изъясняется
самыми простыми фразами).
Гипоактивные дети обычно настороженно
относятся ко всему новому - это касается и знакомств, и развлечений, и
даже вкусовых пристрастий.
В школе таким детям приходится непросто:
одноклассники, подметив их «заторможенность», дразнятся, учителя ругают
за безынициативность, а сам ребенок глубоко переживает свою неуклюжесть
и медлительность.
Что делать?
Дети с гиподинамическим синдромом, как
правило, далеко не глупы. Многие учебные проблемы связаны
непосредственно с их психологическими особенностями.
К примеру, гипоактивные дети могут
отлично справиться с домашним заданием по математике, и при этом
схватить за контрольную по этому же предмету двойку. Причина проста -
выполняя задание в классе, такой ребенок обычно нервничает и волнуется, а
дома, в привычной и спокойной обстановке, расслабляется и может
полностью сосредоточиться на работе.
Что можно посоветовать родителям?
Безусловно, можно и даже нужно поговорить с классным руководителем сына
или дочери, объяснить им ситуацию и попросить помощи (например, учитель
может заменить некоторые устные задания, с которыми ученику трудно
справиться по причине своей застенчивости, письменными).
С гипоактивными детьми нужно много
работать: дефицит мозговой стимуляции необходимо восполнять «извне».
Обратите внимание на те школьные предметы, которые особенно интересны
ребенку, и помогите ему развить его способности в этой области - это
придаст ему уверенности в собственных силах.
Логопедические проблемы, характерные для
таких детей, необходимо решить как можно раньше: хорошо бы найти
опытного логопеда еще до того, как ребенок пойдет в первый класс.
Но самое главное - заинтересовать и
увлечь гиподинамичного ребенка. Не стоит постоянно тормошить, и уж тем
более дразнить пассивного ребенка - это чревато развитием невроза.
Пытайтесь ненавязчиво и доброжелательно заинтересовать малыша чем-либо:
игрой в футбол, приготовлением печенья, шитьем платья для куклы...
Обязательно ободряйте его, отмечайте его
достижения. Помогите ребенку развить ловкость, стать более активным:
играйте с ним в бадминтон, катайтесь всей семьей на коньках или лыжах,
пеките вместе пирожки - возможно, ребенок незаметно для самого себя
втянется в увлекательный процесс.
|