Живопись с помощью ног? Да, рисунки
ногами. Ноги обладают тонкой чувствительностью, но большую часть времени
они заключены в обувь, в которой не могут ничего чувствовать.
Lynn Pelsinger, консультант по вопросам
брака, семьи и детей, использует такую живопись, работая с группами
детей в специальных классах школ. Она просит детей снимать ботинки и
носки (что, к сожалению, не очень то поощряется в школах), и описывать,
как чувствуют себя их ноги теперь, когда они стали свободными. После
того, как эта идея усвоена, она просит их рассказать о том, что они
могли бы изобразить с помощью ног. Затем она расстилает на полу плотную
бумагу и ставит маленький лоток с краской. Она показывает детям, как
определить требуемое количество краски и смотреть, что получается при
использовании краски. Дети какое-то время упражняются в этом занятии, а
затем переходят к рисованию, используя все части ног, прохаживаясь по
бумаге, чтобы получилось множество отпечатков, делая изображения с
помощью разных пальцев, пяток, боковых поверхностей ступни, пытаясь
отметить характерные для каждой ноги различия.
Иногда Pelsinger осуществляет постоянное
руководство процессом, предлагая детям описывать, что они рисуют, в
других случаях дети свободно экспериментируют. Ведро с водой, чтобы
вымыть ноги, и полотенце, чтобы их вытереть, все время находятся под
рукой. Когда занятие заканчивается, все садятся рядом и рассказывают о
своих впечатлениях. Pelsinger утверждает, что деятельность никогда не
связывается только с руками или ногами. Возникает ощущение успокоения и
радости, осознание вовлеченности в особую деятельность, что в условиях
школы воспринимается как привилегия. Существуют различные способы
живописи ногами. Дети могут выполнять рисунки индивидуально, делать
групповые картинки и фрески. Творчество в процессе группового
взаимодействия плодотворно для последующего обсуждения. Pelsinger
рассказывает о том, как она воспринимает ноги ребенка и обувь после
первого вводного занятия и после рассказов детей о своих ногах,
ботинках, носках, ходьбе и беге. Она стала обращать внимание на то, как
ходят дети. Некоторые из них с рваными носками имели такой вид, словно
шагали по стеклу. Дети с неудобной обувью или носками отличались плохим,
ворчливым характером; может быть вы тоже это замечали. Pelsinger
отметила, что после дождя эти дети стали выбирать окольную дорогу, чтобы
по пути в школу промочить ноги, поскольку они знали, что в этом случае
обувь придется снять.
Когда дети заняты рисованием с помощью
ног и потом моют их, Pelsinger помогает им вытирать ноги полотенцем и
заставляет детей вытирать ноги друг другу. Массаж ног, который при этом
происходит, может быть приятным и успокаивающим, и детям это нравится
(она заметила, что после дождя дети также охотно вытирают голову
полотенцем, растирая кожу головы).
|