Предоставляя детям деревянные обрезки,
пилы, молотки, ручные дрели, козлы для пилки дров, можно получить
всевозможные интересные изделия. Если имеется возможность, нужно, чтобы
инструменты для работы с деревом были доступны всем детям. Я добивалась
потрясающих результатов даже с самыми гиперактивными, плохо
координирующими свое поведение детьми, используя работу с деревом.
Детям необходимо разъяснить правила
работы с инструментами и нужно, чтобы они строго придерживались этих
правил, так как работа с инструментами может быть очень опасной. Однако
во время работы не было ни одного ребенка, который нарушил бы правила.
Большинству детей, особенно тем, у
которых имеются те или иные отклонения, не предоставляют больших
возможностей для использования инструментов, но они очень любят эту
работу и вполне готовы проявлять осторожность. Когда я работала в
школах, это был любимый вид деятельности и, когда я предлагала для
индивидуальной терапии дерево и инструменты, у меня возникали трудности,
если я хотела в дальнейшем заставить их заниматься чем-то другим. Как
только они узнают, как можно делать поделки из дерева, они хотят
заниматься этим каждый раз. Это деятельность, которую любят дети и
которой им всегда недостаточно.
Когда было модным заниматься
модификацией поведения, меня критиковали в местном университете (который
направлял ко мне в класс студентов-педагогов) за то, что я не использую
работу с деревом в качестве поощрения за хорошее поведение или
полученный результат. В моем классе «строительство», как его называли
дети, было ежедневным утренним занятием. В школе поддерживалась идея о
том, что если дети получают удовольствие от чего-либо, то это нужно
держать от них подальше и использовать в качестве побудительного мотива,
который заставляет делать что-либо лучше или быть лучше. От утверждений
такого рода мои волосы вставали дыбом. Эти дети имели право строить! Я
могла обосновать свою позицию тем, что это хорошее учебное упражнение,
которое способствует решению проблем, развитию чувства товарищества и
способности делиться переживаниями. Дети имеют право работать с деревом и
инструментами не потому, что это им полезно, а просто потому, что это
им нравится.
|