Дошкольники так же плохо понимают, что
такое «свое» и «чужое», как и разницу между правдой и неправдой. В семье
многие вещи находятся в общем пользовании; хотя некоторые из них
принадлежат отдельным членам семьи, однако их можно попросить на время, и
лишь немногие вещи являются «личной собственностью», которую нельзя
брать никому. За стенами дома все обстоит сложнее.
В самом деле, взять мячик, найденный в
парке, - можно, а взять деньги, которые кто-то потерял, - нехорошо. Из
детского сада можно принести с собой рисунки, но нельзя - чужие варежки.
В магазине можно взять и унести с собой оберточную бумагу, но даже за
маленький спичечный коробок надо платить.
Не нужно в принципе создавать у ребенка
настороженное отношение к проблеме «кражи». Просто учите ребенка
(конечно, и собственным поведением тоже) ничего не брать ни у кого, не
спросив прежде, можно ли это взять.
Не ругайте ребенка, почем зря, если он
залез к вам в кошелек и вытащил какие-то деньги. Прежде подумайте, что
бы вы сказали ребенку, если бы это был не кошелек, а, скажем, губная
помада. Для ребенка ведь нет разницы между помадой и кошельком - в том
смысле, в каком она есть для вас. Из ваших слов ребенок знает, что
деньги - ценность. Но сами по себе они то же, что жетоны для автомата,
который продает подсолнечное масло.
Ребенок, который без конца что-то берет
без спроса у других, который, как сорока, тащит все к себе в комнату,
прячет в ящике, скрывая свою «коллекцию» от других, возможно, нуждается в
особом внимании взрослых: он как бы пытается отнять у других что-то,
чего не хватает ему самому. При этом главное не сами украденные
предметы, а тот недостаток любви, который он почему-либо ощущает.
Не сердитесь на ребенка, не ругайте его,
не заставляйте его почувствовать, что он опозорил и вас и себя, -
попытайтесь дать ему то, в чем он, судя по всему, так нуждается. Если
это невозможно, или если ребенок не перестает красть, обратитесь к
детскому психоневрологу.
|