Сейчас мы уже почти привыкли обучать
ребенка по какой-нибудь модной системе. Мы, конечно же, немного
идеалисты - верим в некую чудо-методику, которая непременно в несколько
месяцев обучит малыша читать, разовьет его многочисленные способности,
а, возможно, и поможет «не упустить гения».
Безусловно, и это еще никто из
методистов не отменял, любому новому рывку в развитии, любому объемному
умению, знанию, опыту требуется серьезная, как минимум внутренняя
работа. Я не верю в высказывания типа: «я показывал ему по 15 слов в
день и через месяц он зачитал» или «только мы принесли в дом кубики, как
он стал читать книжки» - если это так, вы действительно растите гения и
я вам не позавидую, а скорее всего, ребенка уже давно знакомили с
любимыми взрослыми символами: буквами. Оставался лишь последний шаг,
чтобы ребенок смог продемонстрировать какой-то видимый результат.
Никогда не стоит кидаться во все новое и
модное сразу. А вот разобраться в том, как не делать лишнего и выбрать
то, что подходит именно вам и вашего малышу, будет полезно.
Что такое «Обучение чтению по Зайцеву»?
Основные принципы обучения:
• ребенок переходит
не от простого к сложному (от буквы к слогу, а потом слову), а получает
сразу доступ ко всем складам (не путать со слогом), присутствующим в
русском языке. Т.е. вопросы слияния букв перед ним не ставятся, он
изначально запоминает уже результат этого слияния через многократные
повторения, складовые попевки, игры и т.п. Если совсем упростить: в то
время, когда ребенок, обучающийся по классической системе сначала учит
букву М и А по отдельности, потом ему объясняют, что если «ММММ бежит к
А», то, в итоге, получится «МА», то ребенок, обучающийся по зайцевской
системе, изначально видит именно склад МА (если до этого он видел его
уже сотни раз, то легко вычленит в слове).
• Весь материал
предъявляется ребенку сразу целиком, а не по частям, т.е если это кубики
- то сразу все, если таблицы - то тоже вся целиком, а не по частям (в
наборе она поделена на части для удобства наклейки на стенку).
• Методика игровая и долгого сидения и заучивания чего-либо (букв, складов и т.д.) не предполагает.
А что такое склад?
Склад - это одно мускульное усилие, т.
е, когда мы говорим МА-Р-ТЫ-Ш-КА - мы делаем 5 мускульных усилий, чтобы
четко произнести все буквы в слове, т.е. в нем 5 складов, хотя слогов в
нем только 3.
Все склады для удобства представлены
кубиками, каждый кубик - это одна согласная с гласными У-О-А-Э-Ы - т.е.
на кубике представлены все случаи, где эта согласная ТВЕРДАЯ или с
буквами Ю-Ё-Я-Е-И-Ь - т.е. все случаи, где она мягкая. Первые кубики по
размеру больше, чем вторые, чтобы ребенок смог на вербальном уровне
осознать различие твердых и мягких звуков (в первом случае мы открываем
рот широко, во втором нет).
Вот что по поводу деления кубики на
большие и маленькие пишет сам Зайцев: «Это объём резонатора полости рта с
речевыми органами. Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ - челюсть опущена, язык назад и
вниз, щеки раздуваем. БЬ, БЯ, БЁ, БЮ, БИ, БЕ - челюсти почти сомкнуты,
язык вперед и вверх, между языком и нёбом на фонетической схеме лишь
узенькая полосочка свободного пространства, щеки поджаты. В большой
колокол бьём - Б, БА, БО, БУ, БЫ, БЭ - низкий тон. В маленький - БЬ, БЯ,
БЁ, БЮ, БИ, БЕ - высокий тон.
Одной "переднестью" и "заднестью" русскую фонетику не объяснишь, через объёмность - намного легче».
Кроме этого, кубики нескольких цветов:
коричневые с глухими согласными и поэтому с глухим звуком, т.к. внутри
деревяшки (например, ПУ-ПО-ПА-ПЭ-ПЫ-П), серые со звонкими согласными и
поэтому звенят звонким металлическим звоном (БУ-БО-БА-БЫ-Б) - в этом
случае понятия "звонкий" и "глухой" тоже осваиваются детьми без ввода
самих этих понятий по звучанию.
Есть еще кубики только с гласными,
большие: У-О-А-Э-Ы и маленькие: Ю-Ё-Я-Е-И, смешанных цветов: для
согласных с твердым знаком и двойные для шипящих.
А теперь самое важное: Ребенку сразу
предъявляются сразу ВСЕ кубики. Эта основная особенность методики, в ней
нет перехода от легкого к сложному, от части к целому и т.д. Смысл в
том, что у маленького человечка появляется возможность увидеть целостную
картинку, а фактически он может обучаться с той скоростью и в том
направлении, в каком выберет сам. Программы обучения, что сначала учим
вот эти буквы, потом эти, а потом слияния вот этих и т.п. - не
существует в принципе.
Получается, что ребенок, который обучается
по системе Зайцева, получает более чем в 10 раз больше информации, чем
тот, которого обучат читать, как обычно? Не слишком ли мы загружаем
маленького ребенка?
Фактически, это так. Практически же по
кубикам Зайцева не столько обучаются, сколько в них играют, поэтому сам
процесс запоминания информации проходит незаметно и естественно больше,
чем малыш сможет на данном этапе, он и не возьмет, но и устойчивой
неприязни к обучению как таковому тоже не возникнет.
Эта методика для работы в группе, подойдет ли она моему ребенку и есть ли смысл покупать кубики домой?
Есть ли смысл покупать кубики - это
должен решать родитель исходя из особенностей своего ребенка и своих
собственных взглядов на образование и наличия свободного времени.
Фактически - кубики Зайцева одно из хорошо зарекомендовавших себя,
проверенных временем учебных пособий по обучению чтению с отличной
методической базой (книги Зайцева и Лены Даниловой сейчас продаются
почти во всех крупных книжных магазинах). У кубиков, пожалуй, есть
только один существенный минус - это пособие недешево, за последний год
цена на кубики в наших магазинах поднялась ровно в 2 раза, насколько я
знаю, теперь они стоят уже 1600 руб. за несобранный комплект и 2000 руб.
- за собранный.
Теперь что касается работы в группе.
Кубики Зайцева создавались для работы в группе, но уже давно только
такими быть перестали. Вышли книги Лены Даниловой, которая ратует именно
за домашнее обучение по кубикам с рождения, накопились данные
педагогов, обучающих читать и логопедов по индивидуальной работе с
кубиками - все это при желании легко найти и в Интернете.
С какого возраста можно начинать заниматься с малышом по кубикам дома и в группе?
Дома - хоть с самого рождения. Только
не заниматься, а играть (причем, только играть!). В группе: лет с трех;
если раньше, то очень и очень внимательно отнестись к выбору педагога и
самим занятиям.
Дело в том, что все игры с кубиками,
описанные самим Зайцевым для работы в группе, не подходят детям младше
3-х лет, поэтому, если педагог работает с детками от 2-х или даже 1,5
лет по этой методике, то, скорее всего, это будут более чем наполовину
его собственные наработки. Если педагог опытный и знает, как подать
материал малышу - то это несомненный плюс, если же детям предлагаются
игры-занятия для явно более старшего возраста (самостоятельно собери
слово, найди самостоятельно нужный склад, «кто быстрее
прочитает/напишет» и т.п.) - то это просто дань моде на кубики Зайцева,
ребенок вынесет с занятий не очень много.
Как выбрать подходящую группу? На что обратить внимание?
Прежде всего, посмотрите, как работают с кубиками, выполняются ли основные принципы обучения:
• у детей есть доступ сразу ко всем кубикам;
• есть хотя бы
минимальный временной интервал свободной в них игры (т.е. когда ребенок
может взять кубик и может, если захочет, спросить, что здесь написано и
получить ответ);
• никто не сажает
малыша за парту, не требует утомительного заучивания букв, результата их
слияния и т.п. и не предлагает различные наукообразные понятия;
• учитываются ли
возрастные особенности деток или для всех возрастов вся информация
подаётся одинаково? Правда, данный пункт немного спорный в том плане,
что сейчас ведутся наработки по совместному обучению старших деток с
малышами, когда старшие начинают фактически опекать маленьких,
подсказывать им - такое обучение в некоторых случаях дает очень даже
неплохие результаты,.
• Обратите внимание,
есть ли у преподавателя какой-то дополнительный материал по обучению
чтению по складовому принципу (альбомы, карточки, книжки, складовые
картинки и т.д.), когда все занятия-игры строятся только вокруг кубиков
и таблиц, очень скоро кубики могут начать вызывать у ребенка устойчивую
неприязнь. Если ребенку очень нравится, и при этом занимаются только по
кубикам и таблицам к ним, то ваш педагог - уникум. Берегите его
(возможность и умение один и тот же материал преподнести десятки и сотни
раз разными способами поистине уникальна).
• И безусловный пункт, который надо всегда иметь в виду: нравятся ли занятия самому ребенку?
А что делать с этими кубиками дома?
Главное - не прятать на антресоли.
Включайте кубики в свою повседневную жизнь, в любые игры с малышом, в
чтение книг. Приучите себя, отвечая на вопрос малыша или же демонстрируя
новое слово, игрушку, вещь - писать нужное слово кубиками и показывать и
его тоже.
Если ребенок любит играть в машинки,
стройте мосты, дороги и гаражи из кубиков, возите кубики в кузове,
делайте из них «дорожные знаки», потихоньку подключая информацию: «здесь
напишем МОСТ», а ШУ-ШО-ША-ШЕ-ШИ-Ш давай положим в кабину, его надо
отвезти на стройку.
Если ваша любимая игра в куклы - их
можно кормить различной едой, подписанной кубиками: «Видишь, куколка,
написано КАША, мы покормим тебя кашей», так и самими кубиками: «Давай
«МО» будет морковкой. Кушай, зайка, морковку».
Советов можно дать очень много - они все очень индивидуальны.
Можно ли играть в эти кубики с уже читающими детками?
Даже нужно, раз уж они есть в доме.
Кубики - отличный материал для расширения словарного запаса. Когда
ребенок уже читает/складывает слова, самое время менять ассортимент игр,
вот только несколько вариантов:
• кто больше придумает слов на выпавший склад;
• цепочка: я
складываю МОРОЖЕНОЕ, а другой игрок придумывает слово на последний склад
в этом случае - это Е, собирая, например, слово ЕДА, следующий уже
сочиняет слово на склад ДА и т.д.
• вариация
«Эрудита»: все кубики закрыть простынкой, каждый игрок, не подглядывая,
достает себе по 5-6 кубиков, и кто сможет больше придумать слов со
своими кубиками или же ставит слово первый, потом к нему должен
подставить свое слово второй игрок, после составления слова недостающие
кубики добираются до 5, за каждый выставленный кубик по 2 очка, за
двойной кубик (с шипящими) по 3, за кубик разноцветный (согласная + ъ)
по 4 очка.
Кстати параллельно вы будете развивать и слух: кубики-то звенят по-разному.
Много хороших советов по работе с
читающими детками есть в прилагаемой к набору кубиков книжке. Зайцев Н.
даже рекомендует писать кубиками или по таблице в первом/втором классе
диктанты - резон в этом есть, ребенок еще на этапе приобщения к
грамотному письму подсознательно усваивает большинство правил грамматики
(кубика, где «Ж» написана с буквой «Ы» он в наборе найти не сможет).
|